За тяжелой железной дверью с круглой ручкой-штурвалом под Оперным театром - подземный город, уверяет народная молва, и первыми открыли эту дверь корреспонденты «Вечерки».
|
| Фото Марины КОРНИЛОВОЙ |
Даже находятся очевидцы, которые якобы спускались в эти катакомбы. Но, к сожалению, ничего определенного не известно, все расплывчато, все туманно: да, подземный город вроде существует, но где? Где-то под площадью Ленина... Рассказывают, что и в бывшей «Орбите» есть в него вход (сейчас здесь Краеведческий музей), и на Главпочтамте, и в здании бывшего горкома КПСС, естественно, и даже Дом офицеров оказался в паутине подземных лабиринтов. Хотя... Все знают, на какие чудеса был способен советский гений инженерной военной мысли. Почти как в песне: «Если завтра война, если завтра в поход...».
Кстати, о походе. Фонарик - в дамскую сумочку, фотокамеру - на шею, и, если все дороги в подземный город ведут из Оперного театра, значит - в театральные катакомбы.
Сколько этажей в подвале?
- А ты зачем с собой фонарик взяла? - Главный архитектор театра Геннадий Дергай, проработавший здесь больше двадцати лет и знающий каждый театральный закуток как свои пять пальцев, откровенно веселится. - Боишься, что наступишь на кости замученных здесь военнопленных? Одна из баек-долгожительниц, что в наших подвалах пытали пленных фрицев. Записывай при мне - такого здесь не было.
Мы пробираемся темными театральными коридорами на нижний ярус. В тот самый мистический подвал, в котором скрыта, как говорил один из сказочных героев, «у-ж-жасная тайна». Обстановка нагнетается периодическими всполохами и отсветами - в театре идет реконструкция, где-то в сумраке огромной сцены вспыхивает «болотным огнем» сварка. Лестничный пролет, еще один. Спускаемся по хлипкому деревянному настилу в промозглое, но относительно светлое помещение. Видимо, сейчас нырнем в какой-нибудь люк и продолжим спуск. Но Геннадий Дергай останавливает: «Ну, вот, пришли». Как это - пришли?! Мы от сцены-то спустились всего на два этажа вниз, а где же таинственный четвертый уровень?
- Нет никакого четвертого уровня, - объясняет архитектор. - Сцена в театральной архитектуре берется за «нулевую» отметку. А она в Оперном театре расположена на стандартном втором этаже. И если в проектировочных документах говорится, что подвал залегает ниже «нулевой» отметки на десять метров, это не значит, что он уходит в глубь тверди земной на три этажа. Он просто ниже сцены на эти десять метров.
Вот от этой архитектурной «путаницы», по мнению Дергая, и возникли слухи о подземном четвертом этаже.
Железная дорога в никуда
|
| По этой железной дороге далеко не уедешь. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО |
На наших ногах - известковая пыль. Мы - в подвале, и пока ничего интересного: обычный подвальный «пейзаж». Трубы, куски арматуры. Каменная кладка, не оставляющая сомнений, что мы на последнем уровне и под нами ничего нет. Комнатушки, залы, проемы. Место, в котором когда-то была котельная и стояли два огромных котла. С тех пор как театр «подключился» к ТЭЦ, это гулкое помещение пустует. Его в темноте запросто можно принять за какую-нибудь подземную станцию. Мы петляем, уходим все дальше... Геннадий Петрович ведет нас к подземной дороге. «Да, - подбадривает он нас. - Железная дорога действительно существует». Так, отлично, вторая тайна Оперного театра вот-вот приоткроется... Если есть железная дорога, значит, она куда-то ведет.
Ныряем в узкий тоннель - мини-версия Новосибирского метрополитена. Луч фонарика выхватывает из темноты что-то металлическое. Рельсы. На них - ржавая от старости вагонетка. Судя по пыли «веков», ей уже давно не пользовались. Это та самая «подземка», которая ведет до вокзала? «Нет, - разочаровывает в очередной раз Дергай. - По этой железной дороге возили уголь: от небольшого угольного подъемника до котельной, где мы сейчас только что были».
Проходим по железной дороге десять-двадцать метров, и впереди - солнечный свет. Несколько секунд - и мы стоим на дне глубокой ямы. Над нами синее небо. Где-то недалеко шумит город. В этой яме и находился тот угольный подъемник - конечная остановка подземной узкоколейки. Вторая железная дорога пролегала под сценой: по замыслу проектировщиков по ней должны были перемещать тяжелые декорации. Еще один миф об Оперном театре развеялся как дым.
Подземный ход вел к магазину «Ветеран»
Но подземный ход, который ведет к площади Ленина, все-таки есть. Как и «подземный бункер», спроектированный в 1956 году на случай третьей мировой войны. В левом крыле решили разместить общежитие для актеров, а бункер - бомбоубежище для них.
Сейфообразная железная дверь с круглой ручкой-штурвалом - вход в бункер. За «предбанником» - еще одна герметичная дверь. Небольшие комнаты с большими трубами жизнеобеспечения - по ним должен подаваться в укрытие очищенный воздух. Всего в укрытии было четыре комнаты, или, как сказано в проекте, четыре отсека.
- Это помещение трудно назвать классическим бомбоубежищем, - комментирует главный архитектор, показывая план подземного укрытия. - Неглубокое залегание не спасло бы от взрывной волны. Но на всякий случай, если все-таки такое произойдет, из убежища вел подземный ход наружу. Чтобы люди не оказались заживо похоронены под обломками театра, выкопали траншею. Траншея очень узкая, по ней пришлось бы не идти, а ползти. Выход из убежища был через обыкновенный канализационный люк, рядом с магазином «Ветеран», вот здесь. - Остро заточенный карандаш ставит жирную точку на плане 1956 года.
К сожалению, подземный ход осмотреть невозможно. В 1986 году, когда в театре меняли коммуникации, траншею зарыли, а аварийный выход завалили. Об этом красноречиво говорит служебная записка, адресованная руководством театра штабу гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций: в связи с тем, что в укрытии нет служебной необходимости, да и содержалось оно не по правилам (отсутствовали нары, ванны) аварийный выход был разрушен и забетонирован. Чтобы бомжам неповадно было. Сейчас в бывшем «бункере» - фотолаборатория и слесарная мастерская.
Подземного города не существует
- так утверждают старожилы Оперного театра. На раритетном плане Оперного театра, выполненном на батистовой кальке в 1935 году, Геннадий Константинович «расшифровал» все схемы: где что должно находиться. На плане мелкими штрихами помечены даже траншеи для канализационных труб - и никаких намеков на подземный город.
- Театр задумывался как Дом науки и техники, эдакий ВДНХ в миниатюре, с бассейном, с планетарием. Уникальная конструкция, не позволяющая, чтобы под ним были пустоты. В те времена на века строили!
Но секретные ходы в Оперном есть. Геннадий Константинович их показал: это глухие коридоры для очень важных особ, не желающих общаться с народом. Например, VIP-персоны прошлых лет любили «Лебединое озеро», но так, чтобы инкогнито. И не мудрено: этот балет, как известно, «крутили» по ТВ в день кончины очередного генсека, и открытую любовь к «Лебединому озеру» можно было расценить как угодно. Поэтому через неприметную дверь чиновник заходил в театр, шел по коридорчику и сразу попадал в свою ложу, минуя зрительское фойе и гардероб. По нему, кстати, хаживали Брежнев, Андропов... Отсюда, как считает архитектор, и пошли слухи, что в Оперный театр вел секретный ход прямо из мэрии.
Есть на территории театра два подземных бассейна - каждый вмещает 6000 кубов воды. В 1936 году эти резервуары спроектировали на случай пожара. Когда в 2001-м горел ЦУМ, воду для тушения пожара брали их этих резервуаров, потому что в Центральном районе на тот момент не было воды.
- Не исключаю, что под какими-то городскими сооружениями есть коммуникации и секретные дороги, - успокаивает журналистов архитектор. - Но у нас, в Оперном, точно нет. Я вам как специалист говорю.
Но факты - фактами, а фантазии - фантазиями и устное творчество - устным творчеством. Некий новосибирский диггер Темный уверяет в Интернете: «Я был в катакомбах Оперного театра. Там на верхних этажах что-то есть, потому что там все перекрыто бетонными стенами, а вот внизу - никого. Слой пыли, щитки каких-то приборов с выдранными панелями, старые датчики. Думаю, что все это построили заключенные под руководством инженеров Московского метрополитена во время войны. Мы находили на стенах их метки, какие-то знаки. Две братские могилы нашли».
«Фантом» Оперного продолжает жить...



