Какая была реклама в конце XIX века
К рекламе каждый относится по-разному. У кого-то она вызывает отвращение: «Опять не дали посмотреть хороший фильм, одни рекламные ролики показывали». Другие - наоборот, следят за всеми новинками и пробуют на вкус, запах и т. д. только что прорекламированную продукцию. Так или иначе, реклама прочно вошла в наш быт, и мы уже не представляем, как бы жили без нее. Ну как без рекламных объявлений, щитов, роликов сориентироваться в выборе той или иной вещи?!
Но были в нашей истории и такие времена, когда рекламировать-то было нечего. «Выбросили» в ближайшем магазине мыло или духи, так беги хватай, через час не будет. Но мы вернемся в историю подальше - в так называемую дореволюционную Россию. Оказывается, реклама здесь просто процветала. Страницы газет пестрели всевозможными объявлениями. Хотите знать, что народ рекламировал и покупал? Да все то же: парфюмерию, обувь, спиртные напитки, средства против моли и тараканов.
Итак, 1894 год, конец даже не прошлого, а теперь уже позапрошлого века. «Новое изобретение. Сгущенные ароматические соки для водок и ликеров, изготовленные исключительно из ягод, трав и кореньев, отличаются нежным букетом и приятным вкусом. При помощи этих соков каждый сможет приготовить себе очень вкусный ликер, не уступающий дорогостоящим заграничным ликерам и всевозможным горьким водкам. Соки Рузанова и К° ничего общего не имеют с суррогатами, состоящими из эссенций и красок, в чем каждый может убедиться».
В канун нового, 1899 года газета «Восточное обозрение» предлагала «Приготовленные натуральным французским способом на заводе Товарищества виноделия в Одессе шампанское «Эксцельсиор» и коньяк «Феникс».
Но на первом месте по количеству рекламных объявлений стоит косметическая и парфюмерная продукция. Каких только названий духов и одеколонов здесь не встретишь! Во все времена люди хотят быть красивыми. «Мыло олео-вазелин «Рояль-Конго». Москва. Единственное настоящее. Везде. Новость: цветочный о-де-калон «Лила-Флери» 30-ти разных запахов».
«...Гигиеническое борно-тимоловое мыло совершенно уничтожает веснушки, желтые пятна, прыщи и действует против излишней потливости и загара. Рекомендуется как благовонно-туалетное мыло высшего достоинства. Цена за кусок 50 к., 1/2 куска - 30 к.». «Рейнская фиалка». Поставщика Двора Его Императорского Величества Ферд Мюльгенс. Действительно, свежий запах фиалки без примеси мускуса, пачули и проч. Модный парфюм великосветских кругов. Продается во всех лучших магазинах».
В газете «Томские губернские ведомости» за декабрь 1899 года товарищество «Брокаръ и К° «настойчиво рекомендует покупать цветочный одеколон. «Этот одеколон употребляется как духи, туалетная вода и курение». А любителям цветочного мыла нужно было приобрести «с сильным и приятным ароматом высший сорт «Иланг-Иланг», «Опопанакс», «Роза», «Резеда», «Жокей-клуб», «Гелиотроп-белый», «Виолет», «Персидская сирень», «Дафне», «Ландыш». И во всех объявлениях отдельной строкой: «Остерегайтесь подделок». Вот уж никогда покоя не было производителям.
Санкт-Петербургская техно-химическая лаборатория предлагала краску для волос «Прима-Индиан», тимоловый зубной эликсир и зубной порошок. Келерская душистая вода «по нежности и стойкости аромата» была «вне конкуренции», а продавалась «везде у всех более значительных торговцев».
«Дамам лучшего общества» предлагалась «химически чистая гигиеническая пудра «Гигиена».
И этот список духов, одеколонов, средств для укрепления волос и уничтожения перхоти можно продолжать до бесконечности.
Если говорить об обуви, то большим спросом пользовались галоши. Только «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры», учрежденное в 1860 году, настоятельно рекомендовало обращать внимание на клейма на подошвах, в особенности на государственный герб.
Ох уж эти тараканы! Они и в XIX веке покоя не давали. В каждой газете предлагали разные средства. Например, под названием «Спокойной ночи» - исключительного достоинства порошок от насекомых». Или крупинки для уничтожения крыс и мышей.
Если говорить о бытовой технике, то непременно нужно упомянуть о керосинокалильной горелке «Орса». «Совершенство! Самое дешевое, практичное и эффектное освещение XX века. Единственно годная, практичная горелка. Никогда не раскаляется, не коптит, не чадит, наипростейшая конструкция, наипростейший уход, совершенно безопасна. Громадная экономия керосина - 1 фунт керосина горит 12 часов».
Далее переходим к сантехнике. Газета «Восточное обозрение» сообщала, что «в Иркутске продаются комнатные безвонные пудер-клозеты разных размеров и пудра, уничтожающая зловоние».
Мебель для покупателей предлагали «настоящую венскую» и принимали заказы «на полные обмелировки домов». С обоями тоже был полный порядок. «Имею честь довести до сведения почтеннейшей публики, что мною открыт специальный магазин обоев, бордюра и панелей, вновь полученных из России, по ценам весьма умеренным. Льщу себя надеждою, что почтеннейшие господа покупатели не оставят меня своим вниманием и покупками».
И транспорт был представлен в рекламных полосах: «Продаются тарантасы, тележка, пролетка. Продается лошадь вороной масти, полукровная, хорошо выезжанная».
В разделе «Услуги» обращает на себя внимание подрядчик по очистке дымовых печных труб, который занимается также очисткой нечистот по дешевой цене. А профессию винокура сегодня и вовсе не сыщешь. «Могу устраивать винокуренные заводы по новой системе и курить вино из зерна и зеленого солода. Служил на российских заводах, имею аттестаты». Свои услуги предлагали корсетная и шляпная мастерские. «Получен новый материал и китовый ус».
Если полистать газеты за 1927 год, то рекламы здесь явно поубавилось. Может, сказался так называемый товарный голод... Хотя реклама зубной пасты, пудры, средств от перхоти и выпадения волос мелькает в каждой газете...