Почему джаз?

Принято считать, что джазовым музыкантом нужно родиться. Лучше - чёрным, ещё лучше - где нибудь в Америке... Игорь Гулый, пианист «Сибирского диксиленда», родился белым и в Сибири. Им пройден уже немалый творческий путь. Для многих он - заслуженный мэтр.

Штрихи к портрету
пианиста «Сибирского диксиленда» Игоря Гулого

 Принято считать, что джазовым музыкантом нужно родиться. Лучше - чёрным, ещё лучше - где нибудь в Америке... Известная негритянская певица Дайана Росс, услышав понравившееся ей исполнение молодого Стинга и позже придя на его концерт, воскликнула: «Так он - белый?» Игорь Гулый, пианист «Сибирского диксиленда», родился белым и в Сибири. Многие музыканты на Западе до сих пор считают Сибирь задворками цивилизации, и музыкальные достижения представителей этого края вызывают у них огромное удивление. А достижений много, и их демонстрируют наши коллективы филармонии, в числе которых и «Сибирский диксиленд», отметивший свой 15-летний юбилей.

Игорь родился в семье музыканта оркестра оперного театра - фаготиста Александра Ивановича Гулого. Поэтому, в каком-то смысле, музыкальный путь его был предопределён. От природы у него был прекрасный комплекс музыкальных данных: абсолютный слух, ритм, музыкальная память, неуёмный темперамент, фанатичное увлечение музыкой. Пройдя все этапы совершенно академического музыкального образования (музыкальная школа, училище, консерватория по классу фортепиано у С.П. Гиндис и теоретико-композиторский факультет у Ю.И. Шибанова), он почему-то выбрал джаз. Что это? Более лёгкий путь для «слухача», импровизировавшего на любую тему? Не секрет, что для многих академических музыкантов увлечение диксилендом, да ещё усиленное динамиками, всё равно, что ересь для православного христианина. Для меня, прошедшей тот же путь и продолжившей работу в консерватории, годы, проведённые Игорем в нашей alma mater, кажутся потраченными даром. Но это на первый взгляд. Способность к импровизации - талант, который требует реализации. Ведь школ, обучающих импровизировать, практически нет, да научить этому очень сложно.

Случай свел Игоря с пианистом из оркестра фирмы «Мелодия» (оркестра под управлением Людвиковского) - Борисом Фрумкиным. Распознав в молодом талантливом пианисте своего коллегу, он поделился опытом своей работы. Вот, пожалуй, и все учителя. А впереди открывался безбрежный захватывающий мир только начинающего становиться на ноги российского джаза. Старожилы нашего города помнят оркестр, игравший перед началом сеансов в кинотеатре «Победа». Это был один из первых в городе профессиональный джазовый коллектив, из которого впоследствии вышло много хороших джазовых музыкантов: И. Гулый, Ю. Кальниц, В. Бударин, В. Толкачёв, И. Дмитриев, И. Уваров. С 1975 года Игорь был участником ансамбля (нонета), который просуществовал 6 лет, для которого Игорь сделал огромное количество аранжировок, вместе с которым пришли первые победы и известность. Этот ансамбль получил звание лауреата Международного джазового фестиваля в Академгородке в апреле 1977 года. Неминуемая работа в ресторанах, где, кстати, формировались партнёрские отношения, ансамблевый репертуар, отбор музыкальных средств выразительности, дала немало ансамблей с участием Игоря Гулого. Три в составе: Б. Берман - бас-гитара, М. Зуев - ударные, И. Гулый - фортепиано, к которому прибавлялся ещё фортепианный дуэт с пианистом И. Дмитриевым; джаз-ансамбль «Сибирь» (секстет) на базе ресторана «Сибирь», с которым Игорь выступал практически на всех джаз-фестивалях в нашем городе и в других городах России. Что греха таить: очень сложно, работая по вечерам в ресторане, сохранить свой дар, не скатиться на ресторанное клише, в тапёрство, идущее на поводу у запросов ресторанных слушателей. Я слышала однажды игру Игоря в одном из ресторанов (в дуэте с певицей): хороший вкус, ненавязчивая импровизационная манера в аккомпанементе и безупречная качественность.

Последние годы Игорь работает в джаз-бэнде «Сибирский диксиленд». С этим коллективом связано множество зарубежных гастролей и поездок по городам России, заслуженный успех, признание и популярность. В 2001 году ансамбль с большим успехом выступает на джазовом фестивале в Норвегии, в 2002-м - на самом крупном джаз-фестивале Европы в Монтрё (Швейцария), достойно представляет Россию на крупнейшем джаз-фестивале (к 100-летию со дня рождения Луи Армстронга) в городе Коста-Меса (США). Кстати, они стали первым приглашённым иностранным коллективом за всю историю этого фестиваля. И снова успех и признание у взыскательной аудитории. По рейтингу опроса публики они вошли в тройку лучших коллективов, заняли первое место по продаже компакт-дисков в США.

 В манере игры Игоря в рамках джаз-бэнда есть нечто аскетическое: строгое, даже непроницаемое лицо, некоторая жёсткость в подаче музыкального материала, но при абсолютной пианистической свободе, мастерском владении инструментом. К чести Игоря надо сказать, что, несмотря на преобладание громких звучаний, преимущественно быстрых темпов (идущих от новоорлеанского стиля «горячего» би-бопа), его игру отличает неизменная качественность (сказывается всё-таки консерваторское образование). В ансамбле с руководителем «Сибирского диксиленда» Борисом Балахниным был записан компакт-диск «Ностальгия», пользующийся огромным спросом среди поклонников новосибирских музыкантов.

Игорем пройден уже немалый творческий путь. Для многих он - заслуженный мэтр. Много ещё молодых музыкантов, влюблённых в джаз, пойдут его путём, может быть, в чём-то превосходя, что-то делая иначе, но переняв самозабвенную преданность музыке, отдавая, как Игорь, весь талант, все мастерство и душу своему делу.

Мне радостно отметить, что Игорь Гулый достойно продолжает свой однажды избранный путь. Работа в «Сибирском диксиленде» способствует поддерживанию себя в хорошей пианистической форме, реализует творческое горение. 4 декабря в Большом зале филармонии с большим успехом прошел концерт Игоря Гулого в связи с 35-летием его творческой деятельности. Успехов тебе, Игорь!

Лауреат международного конкурса, доцент
Новосибирской государственной консерватории
Ирина ЧЕРНОУСОВА

Поделиться:
Копировать