vn
Новосибирск -4.9 °C

Победа Толоконского станет выигрышем для всех

04.12.2003 00:00:00

Так считает председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки Галина Чернецкая, доверенное лицо кандидата на пост главы администрации Новосибирской области В.А. Толоконского.

 - Галина Родионовна, чем обусловлен ваш выбор в нынешней избирательной кампании?

- Мой выбор и в прошлой, и в нынешней кампании по выборам губернатора обусловлен одним и тем же: отношением претендентов на этот пост к нашему учительству. Я сама с детства воспитана в духе огромного уважения к учительской профессии. Как сейчас помню - мой отец, уходя на фронт, наказывал матери: «Пусть наши дети станут учителями». И мать этот наказ выполнила: нас было трое в семье, и все мы - и брат, и сестра, и я - получили педагогическое образование и всю жизнь проработали в школе. А из нашего нелегкого послевоенного детства я вынесла самые теплые воспоминания о своих школьных учителях - тогда, когда было несравнимо тяжелее, чем сейчас, они были прежде всего добрыми и учили нас добру. Поэтому профессия учителя для меня - самая уважаемая, и о любом руководителе - города, области, района - я сужу в первую очередь по его делам, как он относится к учительству.

- Время «либеральных реформ» поставило учительство в очень тяжелые условия...

- Да, к сожалению, в 90-е годы мы были свидетелями и участниками ужасного, недопустимого отношения к учителям в масштабе всей страны. Поэтому в это время как никогда было важно отношение к учительству именно на местах - прежде всего областных властей. И тогда, надо сказать, у тогдашнего руководства Новосибирской области отношение к учителям было откровенно плёвое - другого слова не могу подобрать. Вспомните многочисленные забастовки учителей, пикеты у областного Совета, обладминистрации - такого ведь раньше никогда не было! Учителя, особенно из районов области, были доведены до отчаяния. Я могу приводить массу вопиющих примеров - как в Куйбышевском, Тогучинском районах учителя не получали зарплату по полгода, как бастовали у себя в районах (и их никто не слышал), как в Мошковском районе учителя перекрывали автотрассу, как в Ордынском районе педагоги в знак протеста вынесли из школы парты на площадь и проводили «уроки» на открытом воздухе... И на это тогдашний глава администрации области В.П. Муха не реагировал. Он никогда не интересовался положением учителей, не ходил в школы. Разве можно такому руководителю доверять наше будущее?

- И поэтому на выборах 1999 года вы поддержали В.А. Толоконского...

- ...И поддерживаю сейчас, потому что вижу с его стороны совершенно иное отношение к учителям. У нас с ним наладилось хорошее сотрудничество еще в бытность его мэром Новосибирска, а после избрания Виктора Александровича главой администрации области произошел решительный перелом к лучшему в том, что касается вопросов образования и политики в отношении учительства. Помню, как он - совершенно неожиданно для нас - пришел на областную конференцию учителей в январе 2000 года, практически сразу же после победы на выборах, причем пришел не как «свадебный генерал» - посидеть в президиуме, - а работать, решать наболевшие вопросы. Он выступал, общался в кулуарах, узнавал ситуацию «из первоисточников», что называется. И при этом четко сформулировал свою позицию - «нужно возродить веру во власть и учителя».

- А что практически было сделано в подтверждение этих слов?

- В последующие 4 года у нашего губернатора слова не расходились с делом. Вот цифры. За эти 4 года бюджетные расходы на образование в области увеличились в 3,5 раза, и в 2003 году достигли почти 6 миллиардов рублей. При этом существенно изменилась и структура расходов - при общем росте расходов вчетверо вложения в капитальный ремонт образовательных учреждений выросли в 5 раз, в строительство и реконструкцию - в 15 раз, в приобретение мебели и оборудования - более чем в 30 раз! За эти годы построено и реконструировано 53 объекта образования, текущий ремонт проводится ежегодно во всех школах области - а их у нас более двух тысяч. Приобретено для школ 150 единиц транспорта (из них 40% - в текущем году) и 4600 компьютеров.

- Но ведь образование не сводится к «материальной части», ключевым звеном в образовании все равно остается учитель...

- Совершенно с вами согласна и должна отметить, что помимо уже упомянутого развития материальной базы образования Виктор Александрович на посту главы

обладминистрации сделал очень многое непосредственно для поддержки учителей. Судите сами: за неполных 4 года издано 18 (!) постановлений главы администрации, в той или иной мере затрагивающих интересы работников образования. Прежде всего, это постановления по «зарплатной» части: о введении надбавок к окладам работникам образования, о повышении тарифных ставок, о введении индивидуальных условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и т. д. Затем - это вопросы социальной сферы: например, постановление N 803 от 3 сентября 2001 года «О социальной поддержке молодых специалистов образовательных учреждений» предусматривает выплату молодым специалистам единовременного пособия в размере действующего прожиточного минимума, а постановление N 39 от 23 января 2003 года устанавливает молодым специалистам в районах области ежемесячную 25-процентную надбавку к заработной плате; многое делается для организации санаторного лечения работников сферы образования - например, только в этом году с июня по октябрь более 900 учителей смогли отдохнуть и поправить здоровье в санаториях и профилакториях области. Наконец, работники образования стали регулярно получать новогодние подарки.

- А что сделано для поднятия престижа учительского труда?

- Здесь нельзя не отметить учреждение в 2001 году премии главы администрации Новосибирской области «Лучший педагогический работник», которая ежегодно присуждается 100 лучшим педагогическим работникам образовательных учреждений городов и районов области. Отныне ежегодно 100 лучших наших коллег получают диплом «Лучший педагогический работник» и премию в размере 5000 рублей. И это как раз тот случай, когда «дорог не подарок, а внимание» - вручение премий в торжественной обстановке главой администрации или его замом само по себе является сильным моральным стимулом и данью уважения нашей профессии. Помимо этого, по инициативе губернатора у нас качественно изменился формат традиционных ежегодных августовских педсоветов. Теперь проходят ежегодные съезды учителей, причем это не просто «смена вывески», каждый съезд имеет свою тематику, свою программу и проходит с непременным участием главы администрации области. По одной тематике наших съездов можно отследить, как менялась ситуация от года к году. Если в 2001 году областной съезд учителей проходил под общим названием «Обеспечение устойчивого развития системы образования Новосибирской области в интересах личности, общества и государства», то в 2002 - «Образование Новосибирской области - основные пути развития», а в этом году - «Воспитание личности в образовательном пространстве Новосибирской области». Чувствуете динамику?

- Как бы вы могли охарактеризовать стиль работы В.А. Толоконского?

- Первое слово, которое сразу приходит на ум, это - «труженик». Мне приходилось общаться с очень многими руководителями самого разного уровня, и работоспособность Виктора Александровича просто поражает. Он работает и в будни, и в выходные, перенося при этом порой огромные нагрузки. За примером не надо далеко ходить - несколько недель назад он совершил облет области на вертолете и на следующий день был на работе «как огурчик», а кое-кто из его свиты ушел на неделю на больничный...

Второе, что хочется отметить, - это открытость и доступность. Мне приходится встречаться с губернатором как минимум два раза в год, и у нас отработана четкая «обратная связь». В этом плане мне завидуют коллеги из других регионов - на встречах представителей нашего профсоюза мне частенько говорят: «Вы счастливцы, к вам губернатор приходит, и вы с ним запросто общаетесь». Виктор Александрович действительно доступен, у него всегда есть готовность организовать встречу. Он стремится владеть информацией о реальном положении дел и не боится выезжать в районы, встречаться с людьми и выслушивать от них порой весьма нелицеприятные слова. Третья черта его стиля управления - это системность. При нем приведено в систему участие области в федеральных целевых программах, связанных с образованием и развитием подрастающего поколения, и принят ряд областных целевых программ («Дети-сироты», «Детский автобус» и т. д.). Не помню, чтобы раньше детей из районов так активно привозили в город на всевозможные мероприятия - «губернаторская елка», «губернаторский бал» для выпускников золотых медалистов. Раньше это все происходило от случая к случаю, теперь приведено в систему.

- Галина Родионовна, как бы вы сформулировали свой наказ - избирателя и председателя областного комитета профсоюза работников народного образования и науки - будущему губернатору области?

- Мне нужно, чтобы власть с уважением относилась к труду учителя, чтобы учителя стояли у классной доски, а не в пикетах с протянутой рукой. Нужна власть, которая будет восстанавливать и поднимать престиж благороднейшей профессии учителя. Потому что от труда учителя в конечном счете зависит, кто будет завтра выращивать хлеб и строить дома, лечить людей и управлять государством. Поэтому я считаю, что от победы Виктора Александровича Толоконского на выборах выиграем мы все.

Оплачено из избирательного фонда кандидата на пост
главы администрации Новосибирской области В.А. Толоконского


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: