Художник-монументалист Александр Чернобровцев
стал почетным гражданином города
![]() |
Александр Чернобровцев - человек неугомонный. Он всегда полон новых планов и идей и, что немаловажно, предпринимает самые решительные шаги, чтобы эти планы и идеи претворять в жизнь. Даже те, что могут показаться самыми невероятными.
- Есть у меня это в характере, - признается художник. - Хватка. Я не умею отступать даже тогда, когда отступить надо. Активно прорываюсь, прорываюсь... Каждый раз, при каждой работе, удивляюсь - как сумел преодолеть? Начинаешь оглядываться - Боже, неужели я это сделал?
Так было с мемориальным ансамблем «Монумент Славы» - Чернобровцев был не только автором проекта, но и самым непосредственным участником его воплощения. Сам делал рельефы, отливал формы... Подсчитал, что собственноручно пришлось размешать 2,5 тысячи ведер гипса. Списки фамилий новосибирцев, погибших в войну, тоже собирал сам - связывался с райвоенкоматами, где хранились копии похоронок...
Работа над монументальным панно в сквере Героев революции, которая заняла три года, тоже была титанической:
- Думал, что не доживу до конца работы, - вспоминает о тех временах художник, - настолько было тяжело...
|
| Одна из самых лучших работ Александра Чернобровцева - монумент Славы |
Роспись Никольской часовни, интерьер станции метро «Октябрьская», памятник «Паровоз Лунина», панно в консерватории, монументы Славы в Бердске, Довольном, Туве... Это то, что удалось воплотить и что сделало имя Чернобровцева известным и почитаемым. А сколько осталось невоплощенным! До сих пор жаль Александру Сергеевичу своего Икара - человека с реактивными крыльями, которому так и не суждено было стоять на крыше Дворца культуры имени Чкалова. Икар уже был сделан в глине, отлит в металле, но с началом перестройки заводу стало не до того. Или была мечта поставить на площади перед ГПНТБ символ города, обелиск 80-метровой высоты. Обелиск окружить пилонами в форме объемной газеты, каждую «газету» посвятить определенному событию в истории города - строительству железной дороги, оперного театра, Академического городка...
Однако от идеи создания символа Новосибирска Чернобровцев не отказался - есть же, говорит, в Америке статуя Свободы, в Петербурге памятник Петру I Фальконе, почему у нас не быть. Теперь вынашивает идею возведения монументальной композиции с крыльями чайки на набережной:
- Это должны быть поднятые крылья, как это бывает, когда птица садится на воду. Крылья как символ силы, полета и мечты. Новосибирск - крылатый город, у него должен быть высокий символ. Мы и оперный в войну строили, и когда Академгородок начинался - академик Лаврентьев в землянке жил, а о каких высоких материях мечтал, какие высокие идеи в жизнь воплощал! Наш город - молодой, устремленный в будущее...
К 110-летнему юбилею воплотить идею символа крылатого города не удалось. Но художник отступать не намерен.
А пока полным ходом идет работа над памятником композитору Николаю Кудрину. Это будет композиция из дерева, что очень созвучно автору «Деревеньки» и «Хлеб - всему голова». Николай Кудрин всегда оставался человеком, корнями связанным с негородской эстетикой.
***
- Это мой город, - говорит Александр Чернобровцев о Новосибирске, куда приехал в начале 50-х, - я с ним слился, сроднился, понял его характер, я чувствую его пульс...




