Фото Михаила ТУЛЬСКОГО |
Учитель истории 79-й школы Центрального района Людмила Львовна Добролюбова - представительница одной из новосибирских педагогических династий. Дедушка - преподаватель иностранного языка Виктор Осипович Климович - учился профессии в Санкт-Петербургском университете, откуда его в свое время исключили за свободомыслие. Папа Лев Георгиевич Меньщиков работал историком и директором 95-й новосибирской школы, мама Александра Константиновна была учителем физики.
И дочь Люда уже в раннем детстве выбрала себе педагогическое поприще - играя с куклами, разумеется, «в школу». Корреспондент «ВН» встретилась с победительницей городского конкурса «Учитель года-2002».
- Людмила Львовна, на ваше желание стать учителем повлиял профессиональный статус ваших деда и родителей?
- Нет. Дело, скорее, в складе моего характера. Я всегда любила заниматься с детьми. В 1988 году окончила заочное отделение нашего пединститута, работала в 84-й школе пионервожатой, в Доме творчества Центрального района методистом, в 12-й школе - заместителем директора по воспитательной работе. В моей биографии есть и 9-й лицей, а в 79-й школе я преподаю третий год. Здесь же учатся мои сыновья - Саша и Валера.
- Собираются идти по вашим стопам?
- Нет, что вы! Мальчики прекрасно понимают, что мужчина в семье кормилец, а как им станешь с нашими учительскими зарплатами? По-моему, сейчас мужчин в школе еще реже встретишь, чем в советское время. Для этого нужно иметь настоящее призвание. Кстати, осознать это помогает определенная ситуация, близкая к экстремальной. Например, конкурс «Учитель года» (смеется).
- Уверена, что у вас богатый «арсенал» методических разработок.
- Я очень люблю проводить уроки в игровой форме: уроки-диспуты, уроки-путешествия, круглые столы, которые подходят для преподавания истории.
- Вот и на конкурсной сцене вы «путешествовали» по планетам вместе с Маленьким Принцем.
Людмила Добролюбова |
- Все претенденты на звание «Учителя года» в эссе излагали свою педагогическую философию. В чем заключается ваша?
- Через вдохновение, внутренние переживания - добиться результата и прийти к успеху.
Сейчас, как и в кукольном мире моего детства, я открываю дверь в класс, остаюсь один на один с учениками - и мне не помогает ни опыт моего деда, ни знания отца, учителя истории, ни профессиональные навыки мамы. Если каждый ученик будет счастлив, как я, учитель в третьем поколении, согретая любовью своей семьи, родины, - то я буду считать свой труд не напрасным.
- Предполагаю, что ваши взаимоотношения с учениками складываются благополучно.
- Не стану утверждать, что гладко, но я стараюсь найти ниточку к сердцу каждого. Это главное для педагога. А моя задача как историка - констатировать факты и, не углубляясь в какую-то идеологию, учить детей осмысливать эти факты, занимать собственную гражданскую позицию, иметь точку зрения.
- Говорят, что женщины-учителя, приходя домой, полностью из профессиональной роли не выходят и склонны «отрабатывать» педагогические навыки на домашних, за что и получают от них упреки.
- Думаю, что в моем случае это не так. Я человек мягкий, не диктатор, хотя стерженек такой имеется. Прекрасно понимаю, на мужчин давить нельзя, иначе они потеряют самодостаточность. Члены семьи на меня не в обиде, сами выполняют домашнюю работу. Правда, жалуются иногда, что предоставлены сами себе чересчур.
- Есть ли у вас дальнейшие профессиональные планы?
- Да, я хочу углублять свои знания. Учитель умирает как профессионал тогда, когда в нем пропадает желание учиться. Вообще я человек живой, люблю экстремальные ситуации. Пою, играю на гитаре, вожу машину, участвую в общественных делах. Избегаю планомерности, скуки. Хотя и говорят, что урочные программы предполагают однообразие, расписаны, уложены во временные рамки, я считаю, что не бывает одинаковых уроков. Каждый урок - отдельный спектакль, где ученики - не зрители, а активные участники. И невозможно предсказать, как пройдет представление.