Новосибирск 18.1 °C

Горожанам - цивилизованная торговля, бюджету - доходы, бизнесу - стабильность

07.03.2003 00:00:00

 Власть должна принимать управленческие решения, выгодные для бюджета, города в целом и его жителей. Потребительский рынок, а это прежде всего торговля - та сфера, которая может привлечь в Новосибирск инвестиции, необходимые для его развития. Значит, власть должна, во-первых, создавать условия для инвесторов, используя их в работе по оптимизации торговой сети. Ограничение количества рынков и их цивилизация, ликвидация барахолок и развитие стационарных современных магазинов - вторая большая задача власти в торговой отрасли. И, в-третьих, народ уважает власть, которая бережно относится к существующим социальным льготам, а эти льготы тоже может обеспечивать торговля. Вот три главных приоритета на потребительском рынке, провозглашенные и лично контролируемые мэром Новосибирска Владимиром Городецким. Как их пытается реализовать департамент потребительского рынка мэрии?

Валерий МАРЬЯСОВ, директор департамента
потребительского рынка

Конец блошиных рынков

 Мэрия целенаправленно пытается покончить с несанкционированной, неорганизованной торговлей в Новосибирске, включая торговлю мясом на улице и молоком из цистерн. То есть борется с теми торговцами, которые предлагают продукты неизвестного происхождения, что может обернуться неприятными последствиями. Несанкционированной может быть и крупная торговля - например, в районе нового авторынка, переехавшего на улицу Петухова: стихия здесь остается.

От несанкционированной торговли городская власть хочет перейти к упорядоченной, рыночной, а для этого разрабатывает нормативно-правовую базу, которая регулировала бы формат всей торговли. В том числе в каждом замкнутом микрорайоне: сколько здесь должно быть стационарных магазинов. Если их не хватает - проанализировать, сколько должно быть павильонов, рынков, микрорынков, но со всеми необходимыми атрибутами: крышей над головой, холодильниками для скоропорта, ветлабораториями. Путем экономического зонирования (какой участок земли дороже, какой дешевле) можно регулировать торговлю ставками арендной платы за землю. Больше должно стать стационарной торговли. Власть заинтересована в строительстве новых современных магазинов, в том числе сетевых, где лучше ценовые параметры, особенно магазинов-дискаунтеров.

Мэрия регулирует соотношение рынков, мелкой розницы и стационарных магазинов. Если построен новый магазин - значит, должен быть закрыт существующий на этом месте микрорынок и запрещены вокруг киоски. К сожалению, пока часто происходит наоборот: в новом магазине падает объем торговли, а рядом в киосках продают неизвестно что. Все проверки показывают, что в мелкой рознице, на рынках значительно больше товаров с просроченным сроком годности, более низкого качества. Стационарная торговля - не без греха, но она более высоко организована и поддается контролю.

Ликвидация несанкционированной торговли зависит от четкой координации усилий всех структур, которые могут контролировать, изымать, запрещать и т.д. Департамент потребительского рынка занимается этой координацией, хотя здесь считают: очень многое зависит от поддержки районных администраций и активного участия милиции. Много несанкционированной торговли, например, было в Ленинском районе. Но благодаря усилиям администрации и милиции ситуация изменена радикально, остались лишь очаги стихийной торговли. Сегодня масса проблем на вещевом рынке в зоне ГБШ: как магнитом, тянет сюда несанкционированных торговцев.

У департамента неплохо отлажены действия с межрайонным отделом милиции, созданным для работы на потребительском рынке года три назад. Польза его очевидна, особенно во время рейдов, в праздники. Но этого мало, надо, чтобы в каждом районе действовали активно.

На каждом углу милиционера не поставишь. И тем не менее в городе появились специальные милицейские посты для борьбы со стихийной торговлей. Их активность хорошо чувствовали торговцы на площади Калинина, которых штрафуют, но пока окончательно от уличного бизнеса не отвадили. Жителей пятого и шестого микрорайонов милиция, совместно с ветеринарной инспекцией района, пытается оградить от непонятного мяса, продающегося на улицах.

С «блошиной» торговлей Новосибирск будет заканчивать, она уже сильно сократилась. С апреля вступает в силу новый областной закон о борьбе с административными правонарушениями, так что вновь заработают административные комиссии, бездействовавшие с середины прошлого года в связи с введением нового Административного кодекса РФ.

Дисконтные карты для льготников

 Но муниципальные магазины традиционно обслуживают льготников: сегодня это 113 тысяч человек, «прикрепленных» к магазинам, где им должны со скидкой продавать товары. Правда, не все льготники сюда ходят: во многих других магазинах продукты и ширпотреб дешевле. В связи с этим и был подготовлен проект решения, предполагающий передачу производителям продукции и юридическим лицам - торговым сетям - около двух десятков муниципальных предприятий торговли, работающих с убытками. Это аренда, но с условием: сохранить социальную функцию магазинов.

Ради льготников была разработана дисконтная программа муниципалитета, которую в ближайшее время департамент обсудит с депутатами, ветеранскими организациями, надеясь на понимание. После чего начнется реализация программы. После проверки списка льготников (все ли в льготе нуждаются?) соцзащита начнет выдавать ветеранам, участникам войны, многодетным семьям, диабетикам и т. д. пластиковую муниципальную дисконтную карту с характерным логотипом. С этой картой горожане могут прийти в те торговые сети, с которыми мэрия установит отношения после передачи им в аренду неэффективных муниципальных предприятий. Это будут магазины сети «Трешка», «Эконом» и др. Карточки выпустят сами предприниматели: одна сторона их будет общей, а на второй - логотип данной серии магазинов, он же будет наклеен и на дверях магазина, чтобы человек знал, где его будут обслуживать. Карта позволит отовариваться в разных районах города. На ней будет также изображен номер: он поможет отследить количество льготников по районам и то, какими магазинами они пользуются, чтобы при необходимости вносить коррективы. Карта дает право купить товар со скидкой в среднем на 10%.

Возможно, часть магазинов, не участвующая в этой программе, добровольно начнет принимать муниципальные карты, потому что главный интерес бизнеса - оборот. Предприниматели, участвующие в программе, получат дополнительные площади - муниципальные магазины. В конечном итоге вдвое расширится торговая сеть, обслуживающая малоимущее население. У человека появится больший выбор магазинов, т.к. их список не привязан к конкретному списку льготников.

Предприниматели охотно согласились сделать из плохих магазинов хорошие и при этом сохранить их социальные функции. Льготники тоже выигрывают. Мэрия, со своей стороны, ликвидирует убыточные муниципальные магазины, а прибыльные, их более двух десятков, продолжат работать в прежнем статусе.

В мэрии прорабатывается и проект единой социальной муниципальной карты, которая позволяла бы получать весь набор льгот: жилищные субсидии, льготные лекарства, бесплатный проезд на транспорте, торговые скидки и пр. Но эта идея отложена, потому что сложно сочетать различные виды льгот. Пока гражданам предлагается освоить более простую дисконтную карту. Пришел в магазин, предъявил - и вам продадут товар со скидкой.

Торговые сети - это инвестиции

 И, наконец, третья кардинальная идея, реализация которой изменит торговое лицо Новосибирска. Мэрия привлекает инвесторов, чтобы они создали магазины, которых у нас еще не было. Самый крупный сегодня в городе ГУМ «Россия» имеет торговую площадь в 7,5 тыс. кв. метров. А гипермаркеты построят на 30 и 70 тысяч квадратных метров, как правило, это двух-трех-этажные здания - с кафе, кинотеатром, детскими комнатами, с парковками у здания. Со своими магазинами в Новосибирск должны прийти крупные международные торговые сети.

А это другой уровень торговли, нормальная конкуренция, которая выравняет цены. Инвестиции в торговлю позволят практически проводить в городе политику ликвидации микрорынков, этих временных скопищ киосков и прилавков, и оставить только хорошо организованные рынки. Кстати, в Новосибирске не так много магазинов, как некоторые считают. В среднем на 10 тысяч жителей приходится около 270 кв. метров торговых площадей - стандарт, установленный когда-то в СССР. А в США это более 1100 кв. метров.

Любой гипермаркет - это минимум 10-15 млн долларов инвестиций. Это новые рабочие места, оживление стройиндустрии и развитие инженерных сетей, новые транспортные развязки. Первый гипермаркет на 35 тыс. кв. метров торговой площади строится сейчас в пойме Каменки (ул. Фрунзе - Кошурникова) в Дзержинском районе. Инвестор - Московская межбанковская инвестиционно-финансовая группа, которая после завершения стройки (вероятно, в середине 2004 года) пригласит сюда московские торговые сети. (Возможно, «Старика Хоттабыча», «Седьмой континент», «Спорт-мастер» и др.). Новосибирску, считают в департаменте, нужны пять-шесть подобных гипермаркетов. Один из них можно бы разместить в районе ул. Нарымской - Дуси Ковальчук, обустроив здесь хорошую торговую зону на 5-6 га. На левом берегу такой гипермаркет мог бы разместиться на площади Кирова, за администрацией Кировского района.

Это тоже задача власти - эффективно использовать землю. Поэтому стоит задача вместе с архитекторами разработать генеральную схему размещения крупных торговых объектов в Новосибирске. Инвестору будет экономически невыгодно строить один магазин в спальном микрорайоне, но он его здесь может построить, если ему предложат ему вторую площадку в центральной части. В мэрию уже поступили предложения сетей, готовых строить по магазину в каждом районе города.

Новосибирску очень нужны современная оптовая структура, терминал. Ведь очевидно, что после появления Северного объезда оживятся автоперевозки. А у города нет ни одной современной крупной базы, где бы можно было перегружать контейнеры, доставленные по железной дороге, по воде или автотранспортом. Оптовый терминал необходим, чтобы привлечь крупные торговые сети.

Как власть должна строить свои отношения с бизнесом, чтобы все эти планы успешно осуществить? Предсказуемо, последовательно и ответственно. Власть должна открыто заявлять бизнесу о своем экономическом интересе в проекте (прежде всего доходы бюджета). И потом договариваться о том, что получит сам бизнес в виде ставок арендной платы и пр. Но важно, чтобы предприниматели понимали: экономические интересы власти - это не интересы Иванова, Сидорова, Марьясова, а интересы муниципалитета, защищенные законом. Только тогда бизнес считается с властью и идет на конструктивное сотрудничество. Доверие - это гарантии выполнения достигнутых договоренностей. Чем больше доверия, тем меньше конфликтов.

Есть много смежных вопросов, которые решают несколько департаментов мэрии. И прорыв может быть только при хорошей стыковке. Когда мэр определил приоритеты - дальше все автоматом должны работать на общий результат.

Цифры и факты

Каждый четвертый - продавец

 Доля торговли в бюджете города составляет 17%, в ней занято 25% трудоспособного населения. На начало текущего года в Новосибирске работало 2746 стационарных предприятий торговли (рост 209). Мелкорозничная сеть - 2268 киосков и павильонов (рост 135), функционируют 28 рынков и 68 микрорынков. Розничный товарооборот за 2002 год составил 51,2 млрд руб. (117% в сопоставимых ценах).

Среди 43 муниципальных предприятий торговли (89 магазинов) лучшими являются ГУМ «Россия», «Золотой колос», «Золотая нива», «Ветеран» Первомайского района, «Сибирский сапожок», «Аккорд», «Фиона», «Полесье». Кроме муниципальных социальный заказ мэрии (обслуживание свыше 113 тысяч малообеспеченных граждан) выполняют еще 25 предприятий иной формы собственности. Объем социальных продаж составил за 2002 год 18,6% общего товарооборота. 10-процентная надбавка применяется на значительно расширенный ассортимент товаров - до 700 наименований вместо установленных 30. Многие магазины бесплатно доставляют товар на дом инвалидам и престарелым людям.

По итогам городского конкурса на лучшее предприятие торговли, общественного питания и мелкорозничной торговой сети почетные грамоты мэрии и переходящие награды - статуэтки «Меркурий» - вручены магазину «Эльдорадо», «Гастроному на Богаткова», универсаму «Октябрьский», МУП «Астрея», ресторану «Мао», кафе «Неаполь», ПБО «Аллегро-фуд», ООО «Коптун» и др.

За последние годы серьезно изменилась сеть общепита в Новосибирске. Сегодня работают 405 кафе, баров и ресторанов, 528 столовых, 309 заведений быстрого питания, 114 буфетов. Кроме того, к услугам горожан и гостей 14 магазинов кулинарии, 111 цехов по выработке полуфабрикатов из мяса и рыбы, 26 кондитерских и кулинарных цехов. За прошлый год появилось 32 новых предприятия. Общий товарооборот - 2 млрд рублей (рост 23,3%). Летняя сеть общественного питания в прошлом году была представлена 190 летними кафе и 90 летними площадками. Прирост - 7,7%. 70 летних кафе и площадок на три тысячи мест располагались в зоне отдыха населения.

Моем, чистим, фотографируем

 Муниципальных предприятий бытового обслуживания в Новосибирске - 13, в том числе банное хозяйство «Сибирячка» (14 бань), две химчистки, две прачечные, два предприятия ритуального профиля, гостиница «Северная», горсправка, трикотажное ателье, ателье проката, фотографии «Эффект», парикмахерская «Стиль». Здесь работают 1206 человек. К традиционному Дню работников жилищно-комммунального хозяйства и бытового обслуживания населения почетными грамотами мэрии награждены прачечная «Волна», химчистка «Экран» и гостиница «Северная». 22 работника удостоены почетного знака «Отличник бытового обслуживания населения».

Основной объем услуг по стирке белья (более 90%) приходится на муниципальные прачечные «Волна», «Золушка» и прачечную УЖКХ-2 Ленинского района. В прошлом году в банях по льготному тарифу с 50-процентной скидкой предоставлено услуг на 2,2 млн рублей и обслужено свыше 138 тысяч человек.

Бдительные ветеринары

 Все вновь открываемые предприятия по переработке мяса и рыбопродукции проходят аттестацию в управлении ветеринарии города. В прошлом году открыто и аттестовано более 50 цехов. На всех зарегистрированных перерабатывающих предприятиях осуществляется контроль за сырьем и готовой продукцией. Контролируются и основные базы по хранению и реализации продукции животноводства. На 13 продовольственных рынках действуют лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. За 2002 год по результатам 514 тысяч экспертиз выявлено 840 случаев заболеваний, за нарушение ветзаконодательства наложено 850 тысяч рублей штрафов, за различные нарушения приостановлена деятельность 14 предприятий. За прошлый год обследовано более 390 тысяч тонн пищевых продуктов, животного сырья и кормов.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: