Какие грозные опасности таит неправильное использование обычных контактных линз? На эти и многие другие вопросы мы искали ответы вместе с главным офтальмологом Сибирского федерального округа доктором медицинских наук профессором Ольгой ГУСАРЕВИЧ.
Близорукость «помолодела»
— Ольга Геннадьевна, с какими проблемами чаще всего обращаются ваши пациенты?
— Как известно, все идет из детства, и проблемы со зрением, к сожалению, тоже. К примеру, сегодня научились выхаживать недоношенных детей с массой тела от 500 граммов. Но в 26–30 недель нервная система, и глазные яблоки в том числе, еще не успевают полностью созреть, а это чревато огромными осложнениями вплоть до полной слепоты. Поэтому мы очень внимательно следим за такими детьми и в случае необходимости проводим профилактическое лечение.
Еще один важный момент. Как известно, самым маленьким зрение проверяют трижды — при рождении, в полгода и в год. И если возникнет необходимость в этом возрасте надеть очки, это нужно сделать. Таким образом можно избавиться от таких серьезных проблем, как косоглазие и прогрессирующая близорукость.
— Вы упомянули прогрессирующую близорукость. А много ли сегодня близоруких детей?
— К сожалению, очень много. В 2002 году близорукость наблюдали у 25–30% детей до 18 лет. Почти треть от общего числа. А в 2014 году близорукость диагностировали уже у половины выпускников новосибирских школ и у 35% ребят, проживающих в области. И еще один нюанс: близорукость помолодела. Если раньше очки обычно надевали в десять-двенадцать лет, то теперь — лет в семь.
— И каковы причины этого печального явления?
— На мой взгляд, их несколько. Во-первых, это сложные и напряженные школьные программы. Во-вторых, это обилие различных гаджетов, к которым дети приобщаются чуть ли не с младенчества. Часто приходится видеть такую картину — мама дает трехлетнему малышу свой смартфон, чтобы он не капризничал. А ведь чем меньше экран, тем больше нагрузка на глаза. Малоподвижный образ жизни тоже имеет значение. Ну и, наконец, генетику не будем сбрасывать со счетов: по статистике, если оба родителя близорукие, то в 70% случаев миопия развивается и у ребенка.
Спасение в профилактике
— А какие проблемы у взрослых?
— Тут я бы тоже выделила несколько групп. Естественно, это катаракта. Это заболевание проявляется в основном после 50 лет. Но с ним, к счастью, можно бороться хирургическим путем. А вот с глаукомой все гораздо серьезнее. Что особенно страшно, глаукома протекает бессимптомно, и человек обращается к врачу, только когда теряет зрение, причем безвозвратно. Выход только один — после сорока лет проверять зрение и замерять внутриглазное давление не реже 1 раза в три года. А лучше раз в год.
И еще я бы отметила заболевания сетчатки, например, при сахарном диабете. В нашей области уже третий год действует программа лечения таких больных, на бюджетные средства закупают дорогие препараты, которые вводят непосредственно в глаз. В год помощь получают до 150 человек. Есть еще такое заболевание, как возрастная дистрофия сетчатки. В нынешнем году мы впервые стали лечить таких пациентов, пролечили около 300 человек.
— Какие современные технологии сегодня используются при лечении глазных заболеваний?
— Мы сегодня успешно оперируем различные патологии сетчатки и стекловидного тела, что раньше было недоступно. Вообще я хочу отметить, что теперь пациент может получить в Новосибирске практически любую помощь, не обязательно ехать, к примеру, в Москву. Но, к сожалению, есть и определенные проблемы. Мы могли бы сегодня делать пересадку роговицы, есть и специалисты, и оборудование, и технологии, но в законе о донорстве, увы, глаз вообще не упомянут. И банка донорской роговицы тоже нет.
А ведь мы могли бы вернуть зрение людям, потерявшим его из-за травм, ожогов или, скажем, неправильного ношения контактных линз.
— Из-за этого можно потерять зрение?
— Если купаться в открытом водоеме в линзах, то под них, непосредственно на глаз, могут попасть простейшие микроорганизмы — амебы, которые «съедают» роговицу. Причем процесс идет стремительно, и можно потерять зрение буквально за пару дней. Поэтому мы, врачи, всегда повторяем — носите линзы правильно! Это не шутки! А в завершение нашей беседы я хотела бы сказать — наше спасение в профилактике. Нужна массовая работа в детских садах, школах, работа с родителями, чтобы дети с малых лет знали, что зрение нужно беречь и как это надо делать.