Новосибирский медицинский колледж, который уже не один десяток лет готовит специалистов среднего звена для областной системы здравоохранения, был удостоен очередной, вполне заслуженной награды: образовательное учреждение признано лауреатом конкурса «Новосибирская марка» в номинации «За обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий». Но, по мнению директора ГАОУ СПО НСО «Новосибирский медицинский колледж» Светланы ДОМАХИНОЙ, новое время ставит новые задачи: сегодня все учебные заведения области, которые готовят средний медицинский персонал, должны скоординировать свои усилия, чтобы выпускать по-настоящему востребованных специалистов.
Оценить потребность и привлечь инвестиции
— Светлана Владимировна, ваш колледж всегда занимал лидерские позиции, разрабатывая различные программы и методики подготовки специалистов в соответствии с требованиями времени. А теперь вы будете делиться опытом с другими образовательными учреждениями вашего профиля?
— Дело не только, вернее, не столько в этом. Сегодня настало время выстроить единую, причем гибкую систему подготовки среднего медицинского персонала в масштабах всей области. Иными словами, нужно сделать так, чтобы колледж или техникум, неважно, где он находится, в Новосибирске, Купино или Бердске, осуществляя набор, четко понимал, сколько нужно готовить специалистов, каких именно и куда они потом пойдут работать. Для решения этой непростой задачи на базе нашего колледжа был организован координационно-методический центр. Но это только полдела.
В настоящий момент идет работа по организации отраслевого совета, который будет заниматься вопросами подготовки медицинских специалистов среднего звена. Предполагается, что в него войдут представители министерства здравоохранения Новосибирской области, руководители средних медицинских образовательных учреждений, представители ассоциации медицинских сестер НСО, а также представители профсоюзных организаций и потенциальные работодатели (руководители крупных клиник, таких как городская клиническая больница № 1, областная клиническая больница и т. д.). Как видите, в работе отраслевого совета будут участвовать все заинтересованные стороны. Кстати, подобные советы по подготовке кадров уже есть в других отраслях, к примеру, в промышленности, и они с успехом работают.
— Какие же задачи будет решать отраслевой совет?
— Я вижу три главных направления работы. Во-первых, совет должен будет реально оценивать потребность в специалистах и, исходя из этого, определять планы набора в то или иное образовательное учреждение. И это вполне логично: зачем готовить те специальности, которые в данный момент не востребованы? В Новосибирске мы уже начали подобную работу. К примеру, на этот учебный год набрали больше на лечебное и сестринское дело, а по ряду направлений, наоборот, сократили набор. В идеале так должно быть везде. В том же Купино, к примеру, большая потребность в специалистах, которые будут работать на фельдшерско-акушерских пунктах в селах и деревнях. Вот их и надо готовить в первую очередь. Вроде бы какая разница? Но фельдшер скорой помощи и фельдшер ФАПа – это, по сути дела, разные специалисты, и в подготовке есть свои особенности.
Другое, не менее важное направление работы отраслевого совета — это привлечение инвестиций со стороны потенциальных работодателей в образовательный процесс. Ни для кого не секрет, что далеко не все образовательные учреждения могут похвастаться современной материально-технической базой. Даже нам время от времени требуется приобретать различные симуляторы, тренажеры, специальные манекены, да мало ли еще чего! Так почему бы потенциальным работодателям не помочь нам в этом? Кстати, в сфере промышленности такая схема давно и успешно работает. К примеру, завод шефствует над техникумом, а потом получает необходимых специалистов. В области медицины пока таких примеров нет. Так почему бы сейчас не сделать первый шаг? На мой взгляд, время давно настало.
И наконец, отраслевой совет должен будет принимать самое непосредственное участие в создании дополнительных профессиональных образовательных программ. Тут прямая заинтересованность работодателя налицо. Зачем переучивать вчерашнего выпускника на рабочем месте, если можно сразу получить готового специалиста? Приведу пример. В Новосибирской области строится перинатальный центр. Когда он откроется, а это не за горами, понадобится много персонала, причем не абы какого, а владеющего самыми передовыми технологиями ухода и умеющего работать на новейшем медицинском оборудовании. Где его взять? Самое время заняться подготовкой.
Потребность в милосердии
— Но ведь речь идет, по всей видимости, не только о профессиональной подготовке? Мало научить человека, скажем, ставить уколы, надо еще и научить его быть медицинской сестрой…
— Совершенно правильно! Сейчас говорят «медицинская сестра». А раньше говорили «сестра милосердия». Душевные качества не менее важны, чем профессиональная подготовка. С моей точки зрения, сегодня удовлетворенность населения медицинской помощью, по крайней мере, на 70% зависит от специалистов среднего звена. Ведь как в стационаре? Врач назначил лечение и ушел. А медсестра с больным весь день, она следит за его самочувствием, выполняет назначения врача, разговаривает с пациентом, поддерживает, подбадривает его. Она всегда должна быть в ровном, доброжелательном настроении, всегда с улыбкой на лице. Не можешь — значит, профессионально не пригодна.
— И как же этого добиться?
— Мы разработали специальную образовательную программу «Профессиональная этика медицинской сестры» и стараемся прививать нашим студентам ее положения. Но, на мой взгляд, сегодня необходимо несколько ужесточить отбор. Ведь сейчас нет никаких вступительных испытаний, поэтому поступить к нам может любой, если аттестат более-менее приличный. От этого порой возникают проблемы. Приходят к нам, к примеру, отчисленные студенты вузов. Они вовсе не хотели идти в медицину, идут, чтобы время не терять, наобум. А я глубоко убеждена: чтобы работать медсестрой, акушеркой или фельдшером, нужно в первую очередь иметь определенный склад характера, уметь сострадать, сочувствовать и при этом обладать безграничным терпением и умением прощать. Ведь пациенты разные бывают, они болеют, сердятся, отчаиваются, кто-то может поворчать на сестру, но медицинская сестра, невзирая на трудности, условия, настроение работает с пациентом не только руками и головой, но и душой, и сердцем.
Конечно, не все наши студенты обладают нужными душевными качествами. Но мы стараемся их воспитать.
«Главное — действовать сообща»
— И как, удается?
— К счастью, да! К третьему-четвертому курсу многие наши ребята разительно меняются. Особенно это касается тех, кто совмещает работу с учебой, а таких очень много. Взять, к примеру, Александра Корнилаева. Это наша гордость. Сам он родом из Ташары, в нынешнем году получит диплом. Уже не первый год Саша работает фельдшером скорой помощи. А недавно он стал победителем окружного конкурса «Лучший фельдшер», который проходил в Томске.
— Остается только порадоваться за Сашу и за вас! Но многие ли ваши выпускники, подобно ему, находят себя в профессии?
— Как я уже много раз говорила, с трудоустройством сегодня сложностей нет. Более того: чтобы решить проблему дефицита кадров, нам нужно ежегодно на протяжении пяти лет увеличивать набор на 25%. Только тогда все вакансии будут закрыты. Вопрос в другом. К сожалению, не все остаются в профессии. Поработают и уходят. Мы проводим персонифицированный мониторинг трудоустройства наших выпускников, и я с сожалением вынуждена констатировать: уходят в основном из-за не соответствующих их ожиданиям зарплат. Это самая распространенная причина. И эту проблему надо решать.
Другой момент. По данным наших исследований, подавляющее большинство выпускников хотели бы работать в стационарах или на скорой помощи. А между тем, согласно концепции развития российского здравоохранения, 60% первичной медицинской помощи должно оказываться в первичном звене, иначе говоря, в поликлиниках. И это возможно. Например, сегодня одной из задач первичного звена здравоохранения является развитие технологий, лечения и ухода, позволяющих избежать или максимально сократить сроки стационарного лечения. Значит, уже сегодня мы должны подготовить вместе с работодателем программы дополнительного профессионального образования по деятельности медицинских сестер в домашних условиях. Это особая деятельность, которая реализует все функции специальности «сестринское дело»: и профессиональный уход, и психологическое сопровождение пациента, и координацию взаимодействия всех специалистов, необходимых пациенту, и обучение его родственников по теме заболевания, профилактики его осложнений и многому другому.
Или другой пример. Часто приходится слышать, что молодые специалисты, мол, не хотят ехать в село в фельдшерско-акушерские пункты. Тут не нужно изобретать велосипед. Взять программу «Земский доктор». Молодым врачам предложили солидные подъемные, жилье, и они поехали в село. И сколько еще поедет.
Словом, мы четко видим задачи, которые сегодня стоят перед нами. Мы знаем, что делать, и готовы много работать, и тогда мы обязательно добьемся поставленных целей.