Тема безопасности дорожного движения актуальна всегда. Поэтому, приглашая в редакцию «Вечерки» начальника Управления ГИБДД по Новосибирской области Сергея Штельмаха, мы планировали узнать у него, когда Новосибирск избавят от пробок, насколько вырастут штрафы за нарушение ПДД и вернут ли водителям право выпить за рулем немного пива. Но разговор начался с другого.
Об Интернете и авторитете
Вопреки законам интервью Сергей Викторович сам обратился к нам с вопросом:
— Вы же, журналисты, должны знать, почему к госавтоинспекторам такое негативное отношение?! Не могу спокойно читать некоторые отзывы в Интернете. Например, после аварии в Кемеровской области, в которой погибли пятеро наших молодых сотрудников, в комментариях было написано: «Собаке собачья смерть!» Чем мы заслужили такое отношение? Где недоработали?
— Недовольные всегда найдутся, а для кого-то выплеснутый в Сеть негатив — это способ обратить на себя внимание. Сергей Викторович, может, нужно больше общаться с населением? Оперативно комментировать ЧП, устраивать больше совместных акций…
— МВД — структура строгой подчиненности, иногда нам требуется дополнительное время для согласования действий. Но в молчанку мы не играем, наоборот, всегда открыты для общения с жителями. Например, все обращения, которые к нам поступают через сайт (а их бывает до 50 (!) в день), я изучаю лично и только после этого отправляю в работу. Мы регулярно проводим встречи и совместные акции с участниками дорожного движения: общественниками, перевозчиками, автомобилистами, школьниками, студентами и др. Я всегда говорю: сотрудники ГИБДД — такие же новосибирцы, как все. Они воспитывались в той же социальной среде. И в 22 года уже нельзя перевоспитать человека. Принимая нового сотрудника на работу, мы можем дать ему лишь определенные знания и умения. Но наша профессия — тяжелый труд, как психологически, так и физически. Опять же на каком-то форуме не удержался, прочитал обсуждения на тему: «Почему госавтоинспекторы такие толстые?». Версии фантастические были. Но реалии таковы, что каждый второй работник ДПС уже через несколько лет службы обзаводится целым «букетом» болезней — от гастрита до диабета, потому что обедает в фастфуде, дышит выхлопными газами тысяч авто, по несколько часов подряд проводит на ногах. Более того, социологи выявили, что средняя продолжительность жизни госавто-инспектора составляет всего 42 года! Впрочем, мы не жалуемся. Выполняем свою работу и делаем это добросовестно.
Хамы на дорогах
— У ГИБДД появилось много помощников, например, активисты движения «Стоп-хам». Вы одобряете их инициативу?
— Активисты движения «Стоп-хам» не хотят работать сообща. Они, на мой взгляд, преследуют какие-то свои цели. А вообще мы добровольцам всегда рады, если их желание помочь искреннее. И таковых много: от байкеров до священников. Кстати, в одном из приходов был интересный случай: церковнослужитель приучил старушек-прихожанок носить светоотражающие браслеты. Незаменимая вещь в позднее время суток на дороге — позволяет на большом расстоянии водителю заметить пешехода, что существенно снижает риск ДТП. Пожилые люди обычно скептически относятся к таким новшествам, но священник освятил браслеты, и бабушки безропотно их теперь носят.
— Лето — сезон отпусков, многие везут своих малышей на дачу, за город. Да и у школьников начались каникулы. Как снизить риски?
— К каждой машине, а их у нас в регионе больше миллиона, мы не можем приставить сотрудника ГИБДД. Поэтому пытаемся донести до родителей, что детские кресла и удерживающие приспособления в случае аварии, даже если будет виноват другой участник ДТП, помогут спасти жизнь ребенка. Проводим профилактическую работу и с детьми. Если инспекторы замечают ребят, перебегающих дорогу в неположенных местах, они останавливают их, уточняют номер школы, проводят беседу. Все сведения заносятся в специальную карточку, которая впоследствии направляется в школу, где обучается ребенок-нарушитель. Там разбирается правонарушение, в том числе с направлением в комиссию по делам несовершеннолетних и проведением родительского собрания. Так мама и папа будут знать, что их малыш шалит на дороге, и дома уже смогут провести с ним профилактическую беседу. В сентябре мы хотим использовать опыт ряда школ Швейцарии, где активисты в ярких жилетах и с небольшим семафором в руках встречают детей. Также продолжим создание специализированных классов юных инспекторов дорожного движения, воспитанники которых в детских садах ставят спектакли на темы безопасности дорожного движения. Такой класс мы создали в прошлом году в школе № 1.
Кому права не нужны
— Есть ли профилактические меры против хамства на дорогах? Сейчас это, наверное, одни из самых популярных роликов в Интернете…
— Хамства на дорогах станет меньше, когда люди будут оказывать помощь пострадавшим, а не снимать их на мобильные телефоны и видеорегистраторы.
Но я считаю, что хороших людей все же больше. Да, и наше законодательство слишком либеральное в отношении тех, кто устраивает разборки на дорогах. Если бы человек знал, что за такую «популярность» ему придется на целый год лишиться прав, то, думаю, желающих выяснять отношения на проезжей части было бы меньше.
— Сейчас обсуждают возврат допустимой нормы промилле. Вы против?
— Машинистов не допускают с повышенным давлением до управления товарным поездом, не то что после алкогольного возлияния! Как говорят наркологи, у каждого своя доза, свой организм. Но я думаю, что любой здравомыслящий человек вряд ли захочет, чтобы его ребенка вез выпивший водитель автобуса. Мы за четыре месяца выявили шесть тысяч пьяных водителей, и я сомневаюсь, что кто-то из них употреблял кефир или квас. Поэтому возвращение допустимой нормы промилле — это популизм.
— Что вас больше всего возмущает на дорогах?
— Когда владельцы транспортных средств перегораживают тротуары или паркуются во втором ряду. Повороты налево считаю лишними, лучше разворачиваться на перекрестках, чем посреди дороги. Возмущает и то, когда движение прекрасно идет в три полосы, но обязательно найдется тот, кто будет ехать посреди дороги. Нервируют и «шахматисты», которые маневрируют из ряда в ряд. Вообще мне кажется, что с недавних пор водительское удостоверение стало неким модным атрибутом. Молодые люди кроме карточек фитнес-клуба, салона красоты и банковской карты считают своим долгом иметь и права, несмотря на то, что даже не планируют в ближайшее время садиться руль. Автошколы этой модой пользуются, поэтому и качество подготовки водителей на низком уровне. Есть факты, когда на экзамен допускали людей, у которых не было ни одного часа практического вождения.
— Но экзамен-то вы принимаете?
— У таких — не принимаем. У нас сегодня полторы тысячи человек не могут сдать экзамен, жалуются во все инстанции, но с имеющимся у них уровнем знаний их нельзя выпускать на дорогу. Курсанты автошкол успешно сдают внутренние экзамены, поскольку за обучение заплачены деньги, а мы не можем принять это качество. У нас, например, есть объяснение не сдавшей экзамен девушки, в котором она сообщает, что из пятидесяти положенных по программе часов она наездила только один час. Если человек не умеет читать, зачем ему газета? Так и с ПДД — водитель должен уметь читать улицу, иначе права ему не нужны.
— Сколько времени понадобится нам, чтобы культура на дорогах стала сопоставима с европейской?
— Сложно прогнозировать, но мы уже к этому идем, ситуация меняется к лучшему. За последние семь-восемь лет нам удалось снизить дорожный травматизм почти в десять раз. А ведь транспорта стало в разы больше, да и учет пострадавших сегодня ведется иначе: травмированным в ДТП считается даже человек без серьезных травм, если ему врачи скорой помощи царапину зеленкой обработали. И все-таки на дорогах продолжают гибнуть люди. За каждой цифрой — чья-то судьба. Поэтому обезопасить наши дороги можно только комплексно. Безопасность дорожного движения зависит от двух вещей: создания условий (разделение транспортных потоков, освещения, разметки, наземных и подземных пешеходных переходов, видимости светофоров, особенно в летнее время, когда много зелени) и культуры водителей.
Цифры
В рейтинге общественного центра «За безопасность российских дорог» наш регион занял первое место. За прошлый год на дорогах НСО было зарегистрировано 2631 ДТП, в которых 451 человек погиб и 3109 получили травмы