Новосибирск -1.7 °C

Из лимузинов в самолёты?

07.12.2012 00:00:00
Из лимузинов в самолёты?
В ноябре Владимир Путин подписал Указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения», в состав которой вошло немало представителей власти и профессионального авиасообщества самого высокого уровня: министры правительства, советники президента, главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ и руководитель Росавиации.

В составе комиссии также и Александр Бородин — первый заместитель генерального директора ООО «Новапорт» (с 2009-го по март 2012 года — генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево»). С помощью Александра Владимировича мы попытались разобраться, что такое авиация общего назначения (АОН) и какие перспективы открываются с проявлением к ней интереса руководства страны.

Два взгляда на АОН

Один из короткого ряда специализированных отечественных журналов об авиации отводит АОН обширную нишу. По его данным, «во всем мире на авиацию общего назначения и авиаработы приходится приблизительно 40 млн часов налета в год. Примерно три четверти — это полеты с целью обучения, частные и корпоративные перелеты, сельскохозяйственное применение, медицинские полеты и полеты на выполнение других полезных задач». 

Сегодня АОН и авиаработы (АР) во всем мире создают сотни тысяч рабочих мест и вовлекают в финансовый оборот сотни миллиардов долларов. Приблизительно 350 тыс. воздушных судов и 700 тыс. пилотов вовлечены в полеты такого рода по всему миру. Для сравнения: на коммерческие воздушные перевозки, включающие чартерные и грузовые, работают примерно 60 тыс. воздушных судов и 400 тыс. пилотов. И все-таки авиацией общего назначения профессионалы называют только узкую «прослойку». Международная организация гражданской авиации (ИКАО, от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) дает четкое определение АОН: «Полет воздушного судна, кроме коммерческой воздушной перевозки или полета, связанного с выполнением авиаработ».

С этим полностью согласен и наш эксперт, который сравнивает обладание самолетом или вертолетом с личным авто:

— Условно говоря, — уточняет Бородин, — пока вы передвигаетесь на автомобиле по своим делам, то вы — просто владелец. А как только вы начали использовать машину как способ зарабатывания денег, то это уже коммерческая составляющая. Так же и в авиации: проще говоря, АОН — это использование воздушного судна без цели заработать денег.

Когда-то и «видик» был роскошью

С одной стороны, сравнение Александра Владимировича повергает в шок, ведь, как он сам говорит, в Новосибирской области не более полутора десятков владельцев персональных воздушных судов. И представить себе массовый спрос на самолеты и вертолеты как-то не получается. Но не все так сложно, как может показаться. 

— Купить знаменитый «кукурузник» Ан-2 сегодня можно за миллион рублей, а то и меньше — это цена новой иномарки не самого высокого класса, — отмечает Бородин. — А за цену автомобиля класса «люкс» можно купить новый самолет вместимостью четыре-шесть человек. Да, сегодня это товар штучного спроса, но во многом не из-за цены, а из-за отсутствия государственной политики в области авиации общего назначения и, как следствие, нормальной законодательной базы, регламентирующей эти вопросы. Всем этим и займется наша комиссия.

Преодолев в себе первые жгучие порывы зарождающейся классовой неприязни, я решил немного расширить свое мировоззрение экскурсом в совсем недалекое прошлое. Вспомните конец 80-х годов прошлого века, когда «всего лишь» видеомагнитофон был настоящей роскошью, доступной избранным. Прошло пять лет, и они были уже у всех, а многим даже успели надоесть. Потом, как на инопланетные корабли, мы смотрели на первые немецкие и американские иномарки, появившиеся на наших улицах. Сегодня ими не удивишь даже и ребенка. А может, лет через десять любой предприниматель среднего уровня будет передвигаться на личном самолёте, почему бы и нет? Ведь, учитывая наши сибирские расстояния, проще и выгоднее поднять 100 тыс. долларов в воздух, чем многие часы ехать на «них» по дорогам.

Такси на взлётной

Тема АОН, конечно же, не могла оставаться без внимания властей еще и потому, что время от времени происходят инциденты, связанные с частными воздушными судами.

Количество техники растет, а законов, регулирующих авиацию общего назначения, нет. Если не считать таковыми распоряжения и постановления правительства России, датированные 1990-ми годами. Очевидно, что сейчас нужная четкая и понятная система подготовки пилотов, необходимо регламентировать их ответственность, вопросы страхования и многие-многие «мелочи», отсутствию которых не придаешь значения, пока не появляется необходимость. Понятно, что в отличие от западных стран, где система АОН создавалась и отлаживалась десятилетиями, России опять придется проходить этот путь ускоренными темпами, но сделать это необходимо. А когда сделаем, то получим колоссальный экономический эффект. 

— Помимо значительно возросшей мобильности бизнеса, — считает Александр Бородин, — мы получим и мультипликативный эффект: рабочие места в сфере обслуживания авиатехники, «расконсервированные» небольшие аэродромы, закрытые в свое время за ненадобностью, аэроклубы.

И, чем черт не шутит, когда-нибудь мы доживем и до услуг авиатакси в пределах области или Сибирского региона. Ведь нельзя же считать просто случайностью появившееся на днях сообщение о том, что вертолетная компания «РосИнсталАвиа» согласовала с властями Новосибирска размещение трех первых посадочных площадок для вертолетов: в Фабричном переулке в Железнодорожном районе, на улицах Большой и Большевистской. Всего же «РосИнсталАвиа» рассчитывает создать порядка 30 вертолетных площадок в районе Новосибирска: по руслу Оби и вблизи федеральных трасс. 

По словам представителя компании, пока планируется предоставлять на базе этих площадок услуги для коммерческих структур и органов власти. Также было отмечено, что пока речь не идет о коммерческих перевозках, то есть услугах для населения вроде вертолетного такси. 
Но, как мы понимаем, ключевое слово здесь именно «пока». 

На заметку

Купить самолет Як-18 в хорошем состоянии можно за 35 – 40 тыс. евро.

Небольшой новенький Tecnam P2002 Sierra стоит 74 000 евро, а вместе с НДС и «растаможкой» он обойдется примерно в четыре миллиона рублей. 

74 000 евро стоит невероятно красивое футуристическое мини-чудо — двухместный Icon A5.

Этим летом даже предлагали пассажирский турбовинтовой Ан-24РВ в летном состоянии всего за 1,5 миллиона рублей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: