Новосибирск -10.7 °C

Юрий Кондратюк — таинственная вселенная

12.10.2012 00:00:00
Юрий Кондратюк — таинственная вселенная
Площадь имени Юрия Кондратюка находится в Железнодорожном районе Новосибирска.Образуется путём пересечения проспекта Димитрова, улиц Фрунзе и Советской.В начале прошлого века на этом месте располагались сад «Альгамбра», пожарная колокольня, кожевенные артели. Сейчас в районе площади находятся исторические здания: Федоровские бани, старая мечеть и пр., а в центре площади возвышается заброшенный долгострой.

Юрий Кондратюк во всем мире почитается как пионер теоретической космонавтики. Его имя стоит в одном ряду с Константином Циолковским. Он первым еще в 1916 году, только закончив гимназию и не имея специального образования, разработал оптимальную траекторию полета к Луне. И именно его расчеты были использованы в американской программе «Аполлон». И полет человека на Луну прошел по «трассе Кондратюка». Первый человек на Луне Нил Армстронг одним из условий визита в СССР поставил обязательное посещение Новосибирска. Здесь он набрал горсть земли возле дома, где трудился ученый. «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт», — сказал он.

Судьба Юрия Васильевича Кондратюка удивительна. Начать хотя бы с того, что он полжизни прожил под чужим именем. Настоящее его имя Александр Игнатьевич Шаргей. Его мать была арестована во время студенческих волнений и после тяжелых допросов в тюрьме заболела и последние годы жизни провела в психиатрической клинике. Через три года умер и отец. Мальчик в 13 лет стал круглым сиротой, воспитывался у бабушки, закончил гимназию с серебряной медалью, без экзаменов был принят в Петербургский технический университет. Но началась Первая мировая война, затем революция, затем Гражданская война. Документы были утрачены Шаргеем во время побега из армии белого генерала Деникина. И родным удалось достать комплект документов умершего от туберкулеза в 1921 году студента Кондратюка. Новым именем Шаргей очень тяготился. Несколько раз предпринимал попытки на новых местах работы называться настоящим именем. В 30-е годы даже собирался идти с повинной в милицию. Но вошел в историю все же под псевдонимом.

В Новосибирске Юрий Кондратюк прожил три года и работал в конторе «Хлебопродукт». Сейчас это здание занимает музей Кондратюка на ул. Советской, 24. Пребывание в Сибири отмечено несколькими знаковыми эпизодами. Здесь Кондратюк, не дождавшись официальной публикации в Москве, издает на свои деньги книгу «Завоевание межпланетных пространств».

Им было спроектировано и построено немало элеваторов на юге Западной Сибири. В частности, знаменитый «Мастодонт» в Камне-на-Оби — зернохранилище на 13 000 тонн, построенное без чертежей и без единого гвоздя по методу сруба. И именно это стало причиной его ареста. Кондратюка обвинили во вредительстве. Мол, построенный таким образом элеватор не выдержит веса зерна и развалится, тем самым нанеся вред народной собственности. Хотя «Мастодонт» простоял более 60 лет и был утрачен во время пожара в середине 90-х.

Вместо тюрьмы и лагерей Кондратюк, как и многие советские ученые, работал в так называемой «шарашкиной конторе» — так тогда называли специализированные бюро для заключенных-инженеров. Тогда же ему поступало неоднократное предложение перейти на работу в такое же бюро к Сергею Королеву. Однако на все приглашения отвечал категорическим отказом. Причина проста — при приеме на работу в такое серьезное учреждение проверка анкетных данных будет нешуточная. А он не мог даже назвать имя-отчество своих «родителей», не говоря уже о службе у генерала Деникина.

Перед войной Кондратюка перевели на работу в Москву, где он занимался проектированием ветровых электростанций на Кавказе, изобретал и усовершенствовал горно-шахтное оборудование.

Дата его гибели неизвестна. По одной из версий, он погиб под Москвой в феврале 1942 года, по другой — похоронен под Калугой в братской могиле, по третьей — попал в плен (или даже сам перешел на сторону немцев) и работал над ракетой «фау-2».

Вклад Кондратюка в развитие космонавтики огромен. Им было предложено использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; использовать солнечную энергию для питания бортовых систем космических аппаратов, снабдить спутники на околоземной орбите ракетно-артиллерийской системой (это предложение реализовано в виде транспортной системы «Прогресс»), размещать космонавтов в ложементах, облегающих тело.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: