Перед уходом на летние каникулы депутаты Госдумы приняли в третьем чтении поправки в Закон «Об отходах производства и потребления» и Бюджетный кодекс, которые вводят эти новации. Ставки сборов пока неизвестны. Их разрабатывает Минпромторг и ближе ко «дню икс» их обнародует правительство. Эксперты скептически отзываются об этой инициативе избранников народа и предлагают для начала отладить механизм реальной утилизации автохлама и сделать его привлекательным для бизнеса и инвестиций.
Так как уплачивать эти сборы будут импортёры и производители, то траты наверняка будут закладываться в конечную стоимость автомобилей. Оплата сбора физическим лицом будет производиться только в том случае, если автомобиль эксклюзивный, сделан на заказ и может относиться к категории «единичных транспортных средств». Об этом сообщил прессе первый зам-пред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев.
Нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. Однако сторонники нового закона уверяют, что к удорожанию машин эта новация не приведёт. Мол, после вступления России в ВТО будут снижены таможенные пошлины и эта мера компенсирует введение нового сбора.
— Все пошлины и сборы, какие можно было наложить на автовладельцев и автопроизводителей, уже действуют, — говорит он. — Поэтому новый сбор вряд ли скажется на стоимости машин. Это первое. Второе — конечная цена машины зависит от гораздо большего числа макроэкономических факторов, чем просто введение нового сбора или новой пошлины. Третье — спрос и на новые, и на подержанные авто такой, что покупатель согласен ждать заказанную модель почти год — а для Новосибирска это реальные сроки. Мне кажется, что, вводя этот сбор, власти просто сделали некий реверанс в сторону производителей, которые занимаются сборкой авто на территории России. Следующим шагом может быть разве что полный запрет на ввоз подержанных автомобилей.
Перед введением нового сбора не решён и главный вопрос — вопрос утилизации подержанных авто. Пока эта процедура носит несистемный характер, законопроект «Об утилизации» имеет уже четыре редакции и его обсуждение тянется девять лет. На всю страну зарегистрировано не более двухсот компаний, занимающихся утилизацией старых автомобилей. При этом доля металла от переработанных авто составляет смехотворные 2% от всего перерабатываемого в стране металла.