Миф первый: «О бесплатной школе можно забыть»
Как говорит Ирина Мануйлова, то, что введение новых стандартов прекращает бесплатное обязательное среднее образование, — пожалуй, самое серьёзное заблуждение.
В качестве подтверждения депутат приводит конкретные цифры: сегодня бюджет оплачивает каждому ребёнку старшего звена (с 9-го по 11-й класс) 36 часов учебного времени в неделю. По новым стандартам количество этого времени увеличивается на час — бесплатными станут 37 часов. Этот отнюдь не лишний час отдадут под занятия физкультурой. Обширные комментарии здесь, думается, излишни: речь — о сохранении и поддержании здоровья детей.
— Государство ни на один рубль не снижает своих обязательств. Более того, мы практически постоянно видим увеличение средств, вкладывающихся в образование. Изменилась материальная база школ, внедряются новые подходы к повышению квалификации педагогов. Разговоры о том, что родители должны будут доплачивать за обучение основным предметам, необоснованны. Они только подогревают определённые настроения в обществе и, понятно, не способствуют конструктивному обсуждению принятых стандартов, — продолжает Ирина Викторовна.
Миф второй: «Образование будет неполноценным»
Подобные домыслы основываются на введении набора шести обязательных предметов. Из-за этого остальные дисциплины якобы станут для учеников и их родителей недоступными, и это не позволит выпускникам продолжить обучение в вузах и получить те профессии, о которых они мечтают.
На самом деле, утверждает Ирина Мануйлова, задача новых стандартов — дать ребёнку возможность выбора. Государство при этом нацелено на сохранение единого образовательного пространства для того, чтобы из школы выходил эрудированный молодой человек, способный ориентироваться в современном мире, в том числе и в наиболее востребованных профессиях. Всё это — работа с большим заделом на будущее, в котором ученик нового формата ещё со школьной скамьи будет всерьёз задумываться о выборе профессии, построении будущей карьеры, собственной социальной нише, да и — в конце концов — о том, как он будет обеспечивать свою будущую семью.
Кстати, право выбора у ребёнка есть уже сегодня, в рамках действующего стандарта. В старшей школе ученик выбирает профиль обучения, и в этой системе тоже есть предметы обязательные и по выбору — в зависимости от склонностей и предпочтений развивающейся личности. Пути-дороги здесь классически понятны: «лирикам» — углублённое изучение истории, обществоведения, литературы и других направлений, «физикам» — математики, химии, информатики и так далее.
— Стандарты нового поколения полностью сохраняют этот тренд. Мы определяем минимум, который включает учебный план любого ребёнка, а дальше он может выбирать — изучать ли, к примеру, физику в рамках естествознания, на базовом уровне, или выбрать профильное и углубленное изучение. И никто не говорит, что за изучение предметов на углубленном уровне нужно платить. Они войдут в те самые 37 часов учебного времени, — комментирует Ирина Мануйлова.
Новое «английское» слово о ЕГЭ
Планирующееся введение обязательного единого государственного экзамена по английскому языку также вызывает сегодня немало споров.
В качестве обязательных для сдачи ЕГЭ выбраны три предмета — это русский язык, математика и иностранный (английский) язык. Если по русскому языку и математике особых проблем не возникает, то тестирование по английскому пока вызывает много вопросов. Аргументы против английского языка основываются на практических выводах: несмотря на то что в образовательных учреждениях ему достаточно активно учат много лет, свободно говорят на английском далеко не все выпускники не только школ, но и вузов. В число владеющих этим иностранным входят те ребята, которые целенаправленно изучали его и использовали дополнительные методики. Вместе с тем английский сегодня необходим, подчёркивает Ирина Мануйлова, ведь это язык мировой культуры, науки, техники, современного бизнеса.
— Ввести обязательный ЕГЭ по английскому языку прямо сегодня нереально, а вот к 2020 году, думаю, мы сумеем подготовить к этому наших выпускников, для чего будет необходимо во многом изменить систему изучения его в школе, начиная со второго класса. Предстоит решить в первую очередь проблему нехватки кадров, ведь учителей иностранного языка, особенно в сельских школах, по-прежнему недостаточно. У педагогов огромная нагрузка. Нужна и переподготовка работающих учителей. Учителя иностранного языка и ученики должны выезжать в другие страны, «вживую» общаться с носителями языка, специалисты из-за рубежа должны приглашаться к нам для работы по повышению квалификации учителей, — говорит Ирина Мануйлова.
Чтобы всё было по плечу
Введение новых образовательных стандартов связано ещё и с необходимостью сохранения здоровья нашим школьникам, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня немало детей, которые в силу своих психофизических особенностей с трудом осваивают обязательную школьную программу. Стандарты нового поколения предполагают возможность выбора не только интеллектуальных дисциплин, требующих очень напряжённой умственной работы, но и таких предметов, как физкультура, основы безопасности жизни и других. При этом предполагается, что школьная подготовка будет вестись таким образом, чтобы все без исключения выпускники чувствовали себя комфортно. А для этого, по словам Ирины Мануйловой, у ребёнка должен быть выбор.
— Каждый ученик уже к моменту окончания девятого класса должен выбрать свою будущую профессию, а также те учебные заведения, в которых он сможет её получить. В том числе и средние специальные учебные заведения, которые нужно в ближайшее время по оснащённости довести до уровня современного производства. Поэтому в рамках новых образовательных стандартов большое внимание должно уделяться профориентационной работе с учеником. Наши дети должны научиться осознанно и ответственно подходить к выбору будущей профессии, понять, что именно в этом залог их жизненного успеха, — считает депутат.