Вооруженные 20-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами калибра 12,7 мм, «Яки» воевали на всех фронтах вплоть до Дня Победы. Эти самолеты были одними из самых распространенных истребителей Великой Отечественной войны.
С 1940 года Александр Сергеевич был заместителем наркома авиационной промышленности, он лично контролировал производство самолетов. Первый Як-7 был собран на территории завода в декабре 1941 года, и менее чем за месяц в Новосибирске выпустили 21 самолет.
Когда первые истребители Як-7 поступили на фронт, в конструкторское бюро начали поступать письма со словами благодарности от летчиков. «Таких истребителей, как Як-7, у нас еще не было, да, пожалуй, и нет. Это заявляем мы, летчики, которые летали на всех современных типах», — так заканчивалось одно из писем. Истребители были маневренны в бою и просты в управлении, что позволяло быстро подготовить молодых пилотов.
Изначально Як-7 вообще планировали производить как учебный самолет, но его характеристики позволяли ему соперничать даже с «мессершмиттом». Достаточно сказать, что наш истребитель мог развить скорость до 613 км/ч, а «мессершмитт Bf.109» — 685 км/ч. Вот как охарактеризовал Як-7 известный летчик-испытатель П. М. Стефановский: «Эта машина оказала нашей авиации поистине неоценимую помощь».
За годы войны было выпущено 6 400 истребителей Як-7 и еще 30 тысяч других «Яков». Почти каждый второй из них сделан в Новосибирске. Нельзя не сказать о том, как самоотверженно трудились наши земляки. В военное время на заводе работали в основном женщины и подростки, которым не исполнилось еще и 14 лет. Они перевыполняли задания, под-тверждая девиз: «Полк самолетов в сутки». В день выпускалось 28 — 30 истребителей, и для того чтобы ускорить работу, на заводе действовало 29 поточных линий сборки. Истребители Як-7 внесли в Победу очень весомый вклад. И тем, что они сделаны в Новосибирске, может гордиться каждый житель нашего города.


