Чем не повод вспомнить сегодня о полиции первых лет существования нашего города? Тем более что по некоторым источникам в эти дни (случилось это около 1750 лет назад) родился Себастьян, галльский юноша с непростой судьбой. Он был фаворитом римского императора Диоклетиана и служил капитаном его гвардии: в то время это было чем-то вроде полицмейстера. Став христианином, любовник императора помогал братьям по вере, был арестован и казнен, а через некоторое время канонизирован католиками.
С тех пор святой Себастьян на Западе считается покровителем полицейских, геев и почему-то непослушных детей.
Но нас героический капитан заинтересовал исключительно из-за своего правоохранительного прошлого, поскольку, повторюсь, наш разговор сегодня — о полиции. Ведь скоро мы будем отмечать очередной День города, а между тем в том, что Новониколаевск получил городской статус, «виновата» именно полиция. Вернее, ее отсутствие.
Пьют, стреляют, я кричу – полицейского хочу!
К 1895 году в Новониколаевске было более 1400 домов, поселок быстро развивался, и количество частных питейных заведений, притонов, «малин» все время увеличивалось. Соответственно росла и преступность. Все важные вопросы, связанные с обеспечением порядка, решались на общих собраниях домовладельцев. Созванное по инициативе купцов 3 декабря 1895 года собрание приняло решение просить у губернских властей преобразовать Новониколаевск в посад или город, что автоматически повлекло бы создание в нем полиции. Так началась многолетняя канцелярская волокита.
Хотя кое-какие правоохранительные силы у нас всегда были.
Уже в первый месяц существования поселка строителей железнодорожной магистрали у реки Обь, в мае 1893 года, губернскими властями для отправления полицейских надзорных функций в село Кривощеково Томского округа был командирован канцелярский служитель Василий Тукмачев. Вскоре его сменил чиновник более высокого уровня — Александр Сосунов в чине надворного советника. Он был назначен заведующим полицейской частью по надзору за рабочими строящейся железной дороги. Осенью 1893 года на его место заступил другой полицейский чиновник — Иван Савицкий в чине коллежского советника. На содержание полицейских чиновников и стражников выделялись деньги из бюджета Управления по строительству Средне-Сибирской железной дороги. Осенью 1896 года в поселке насчитывалось уже шесть полицейских стражников, численность населения поселка составляла в то время около 5000 человек.
С конца 1896 года власть в поселке вообще перешла в руки полиции: был отстранен от должности местный староста, крестьянин Титлянов, и до определения центральной властью статуса поселения поселок стал управляться полицейскими чиновниками, командируемыми из Томска.
В октябре 1899 года штат новониколаевской полиции состоял из пристава, его помощника и десяти стражников.
В 1904 году, вскоре после получения поселком Новониколаевским статуса безуездного города, создается упрощенное городское общественное управление, к которому и переходят функции по управлению городом. С этого момента местные полицейские власти утрачивают право управлять Новониколаевском и сосредотачивают свое внимание на выполнении основных полицейских функций. Создается городское полицейское управление, в состав которого входили три участка: Центральный, Вокзальный и Закаменский, возглавляемые участковыми приставами и их помощниками.
Полицейские власти города долгое время не имели своего собственного помещения, и поэтому им приходилось размещаться в арендуемых у местных жителей домах. Так, концелярия новониколаевского городского пристава размещалась в доме Назарова по Тобизеновской улице, а канцелярия судебного пристава Новониколаевска — полицейского надзирателя Арсения Ершова была на улице Барнаульской в доме Тетерина. В начале XX века на улице Барнаульской (ныне улица Щетинкина) появилось здание полицейского управления. Здесь же находилась казенная квартира полицмейстера. Сегодня здесь располагается автошкола N° 1.
Один коп на 500 жителей
В те годы в российских городах, посадах и местечках, не подведомственных уездной полиции, образовывались городские полицейские управления под управлением полицеймейстера и его помощника. Им подчинялись участковые приставы, околоточные надзиратели и городовые (полицейская команда). В городах, имеющих не более 2000 жителей, полагалось не больше 5 городовых. В городах, имеющих более многочисленное население, было не более 1 городового на каждые 500 человек. На каждых 4 городовых приходился 1 старший городовой.
…Постепенно росли штаты новониколаевской полиции. В 1906 году при населении в 41000 человек у нас было 30 полицейских, в 1909 году их стало 79 (население – 54000 человек). В 1912 году в городе насчитывалось уже 62000 жителей. Соответственно, и число полицейских приблизилось к рекордной по тому времени сотне.
В полицию тогда брали с 25 лет. Особенно ценились бывшие кавалеристы, умеющие обращаться с шашкой и прекрасно сидевшие в седле, и артиллеристы, которые, как правило, отличались большой физической силой и выносливостью. Кандидаты в городовые обязаны были уметь читать и писать. Для околоточных надзирателей и урядников обязательным было классное училище. В приставы принимали после гимназии или военного училища. Полицмейстер должен был иметь диплом высшего учебного заведения.
Публичный полицмейстер
Впрочем, частенько карьеру в полиции можно было сделать и не имея специального образования. Примером тому может служить фигура знаменитого новониколаевского полицмейстера Бернгардта Петровича Висмана, о котором мы мельком уже вспоминали. Подробное его жизнеописание, составленное Вадимом Синицыным, можно найти на Сибкрай.ru. Мы же просто напомним читателям основные этапы стремительной карьеры одного из первых сибирских «оборотней в погонах».
Висман появился на свет в Риге в 1877 году. Этот «голый и
убогий немец, перекатная голь в материальном и умственном отношении», по
выражению тогдашней прессы, «явился за куском хлеба на строившуюся Сибирскую
железную дорогу и с
В 1914 году, когда писалась эта заметка, в Новониколаевске состоялась выездная сессия омской судебной палаты, заслушавшая уголовное дело о бывших полицейских чиновниках города Чукрееве, Зуевском, Курницком, Добогрее, Пацановском, Кольчугине и Попове во главе с полицмейстером Висманом. Вместо семи официально разрешённых домов терпимости полицейское управление допустило существование 113 публичных домов. Вплоть до 1910 года, когда Висман и его команда попали под следствие и были вынуждены уйти в отставку, их содержатели платили полиции до 300 руб. в месяц и отпускали девиц только в трактир Чиндорина, совладельцем которого был Висман. Полицейских судили за преступные связи с содержателями домов терпимости, взятки, изнасилования и незаконные штрафы.
Разбирательство по делу Висмана длилось 4 года. В апреле
Как видно, суды всегда относились с особой нежностью к преступникам в полицейской форме.
Расстреляли Висмана только в 1930 году. Но уже большевики. Они же его успели и реабилитировать – в 1989-м...
Справка «ВН»
Содержание городовых в конце XVII — начале XX веков было достаточно высоким: старшему — до 180 рублей, младшим — до 150 рублей в год, не считая 25 рублей ежегодно на обмундирование. Для справки: в те годы корова стоила в пределах трех рублей.
Расходы по содержанию полицейской команды производились полностью на средства города, который отводил для нее квартиры с отоплением и освещением и давал средства на вооружение (шашку и револьвер).
В 1892 году были установлены правила о преимуществах службы городовых, которые заключались в прибавке жалованья в размерах 1/3 получаемого оклада сначала за 7-летнюю беспорочную и непрерывную службу, потом за 5-летнюю. Было единовременное пособие в размере 250 рублей за 20-летнюю службу. Пенсия в размере 90 руб. назначалась за 30 лет службы. Расходы на прибавочное жалованье, единовременные пособия и пенсии выплачивались из городского бюджета.