vn
Новосибирск -4.7 °C

SMS обойдётся далеко не в копеечку

20.07.2010 00:00:00
SMS обойдётся   далеко не в копеечку
Об этом надо помнить, прежде чем воспользоваться поступившим на ваш мобильник предложением.

Казалось бы, что за опасность кроется в мобильном телефоне, пользоваться которым в настоящее время столь же привычно, как ежедневно чистить зубы? Однако этот маленький аппарат способен привести к большим неприятностям. Часто мы сами толкаем себя к ним навстречу, отвечая на сомнительные SMS-сообщения.

«Вечёрка» не раз уже рассказывала о телефонном мошенничестве, подобные преступления в последние годы не перестают фиксировать правоохранительные органы. Как злоумышленникам удается обманывать граждан с помощью SMS и как сегодня ведется борьба с этим?

Согласно данным ГУВД, тексты SMS-сообщений, написанные мошенниками, довольно однообразны. Часто от имени близкого родственника или друга они просят пополнить баланс, а также «одолжить» деньги с помощью мобильного перевода. В Новосибирскую область большая часть таких сообщений приходит из других регионов. Лидирующие позиции здесь занимают Москва и Санкт-Петербург. В 2010 году и в Тольятти была захвачена группа мошенников, от чьих действий пострадали жители многих районов именно нашей области.

Для пресечения SMS-махинаций представители Роскомсвязьнадзора выступили с инициативой нацеливать операторов сотовых компаний на то, чтобы те внимательно следили за содержанием SMS и абонентскими номерами, с которых осуществляется отправка.

— С самого начала года, — комментирует Наталья Рыжкова, руководитель службы по связям с общественностью сибирского региона ОАО «Вымпелком» (ТЗ «Билайн»), — мы усилили контроль и подписали договор о штрафных санкциях, равняющихся месячной зарплате оператора. Буквально на прошлой неделе был анонсирован запуск новой услуги «Черно-белые списки». Там будет две основные опции. Начиная с августа любой клиент «Билайна» сможет настроить их у себя в телефоне.

Первая, как отметила Наталья Викторовна, подразумевает внесение в «черный список» нежелательных номеров. Например, для того, чтобы ограничить возможность участия своих детей в различных рекламных акциях через мобильный. «Белые» же списки, наоборот, предназначены для хранения безопасных номеров, известных вам. Все остальные автоматически блокируются.

Светлана Молчанова, директор департамента абонентского обслуживания «МТС-Сибирь», заметила:

— У нас есть программа по борьбе с мошенничеством. Она, прежде всего, заключается в информировании граждан. Мы рассказываем им об основных схемах, применяемых злоумышленниками.

По ее словам, мошенники могут рассылать SMS, используя социальные сети в Интернете, и даже блокировать компьютеры. Недавно появилась еще одна популярная уловка. На телефон поступает информация о том, что вы якобы получили ММS-сообщение, но для того, чтобы его просмотреть, необходимо пройти по определенной ссылке. Когда вы это делаете, автоматически формируется SMS стоимостью от двухсот до трехсот рублей.

— Если ситуация похожа на вымогательство, — объясняет Светлана Ивановна, — например, когда заблокирован компьютер, вы ничего не можете сделать и с вас требуют отправить два-три сообщения, то жалобы абонентов рассматриваются, и дело решается в пользу абонентов. Мы возвращаем пострадавшим все деньги. Параллельно ведется работа в плоскости наказания недобросовестных контент-провайдеров. В прошлом году с провинившихся МТС взыскал 36 миллионов 6 тысяч рублей штрафа (это общая сумма по стране. — А. С.). Дополнительно мы можем блокировать их номера для того, чтобы они не имели возможности предоставлять населению свои услуги.

Молчанова подчеркнула, что с 7 июля нынешнего года компания запустила горячую линию под названием «911». С ее помощью, отправив бесплатное сообщение на номер 1911, клиенты могут рассказать специалисту о фактах совершенного мошенничества.

Павел Панибратец, руководитель службы новых продуктов и услуг сибирского филиала ОАО «Мегафон», обратил внимание на то, что, даже если полностью остановить деятельность контент-провайдеров, занимающихся реализацией принадлежащего им контента (картинки, фотографии, мелодии, видеозаписи и т.п.), преступники все равно найдут новые лазейки.

— Услугами контент-провайдеров пользуется очень много людей. Сюда входит и распространенная среди клиентов система микроплатежей. Не надо считать всю эту сферу мошеннической. Если у абонента вымогают деньги через SMS, то он может оставить заявку в нашей справочной службе или отправить туда сообщение по номеру 000500. Деньги возвращаем иногда в этот же день, иногда — на следующий.

Сведения о коротких номерах, с которых поступают эсэмэски, клиенты «Мегафона», как сказал Панибратец, гарантированно получат, набрав *107* короткий номер #. Кроме того, в качестве ответа на подозрительное SMS следует отправить знак $. После чего вам должна прийти информация о стоимости сообщения для данного абонента. В противном случае необходимо насторожиться — вполне возможно, вы имеете дело с мошенником.

Очень важно понимать: в прямые обязанности операторов, несмотря на предложение Роскомсвязи, не входит поимка мошенников, и в случае, когда человек попался на удочку нарушителя закона, добровольно переведя на чужой счет крупную сумму, ему в первую очередь стоит обратиться в милицию. Только после этого, получив сигнал от правоохранительных органов, представители сотовой компании будут вправе заблокировать номер злоумышленника. Ведь сейчас люди активно пользуются услугами мобильного перевода, и операторы не вправе обрушиваться без выяснения причин на тех абонентов, кому деньги поступают чаще всего. Однако, как рассказала Наталья Рыжкова, «Билайн» старается усовершенствовать данную функцию, для того чтобы, согласно подсказкам в меню телефона, человек понял: сейчас он действительно будет переводить деньги. Что же касается злоумышленников, то они точно не станут возиться с жертвой, предлагая ей сделать это по всем правилам.

— На нашем сайте, — добавила Рыжкова, — есть раздел «Осторожно, мошенники!» с полезной информацией. Ко всему прочему, конечно, необходима бдительность и еще раз бдительность. Какой приз, к примеру, вы могли получить от какой-то там радиостанции, если вы даже не знали, что участвуете в этом розыгрыше?

По словам специалистов сотовой связи, их участие в борьбе с телефонным мошенничеством приносит свои плоды. Если сравнивать ситуацию на сегодняшний день и сложившуюся в октябре—ноябре 2009-го, когда произошел всплеск мошеннических атак, то сейчас их все-таки не становится больше.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: