Новосибирск 9 °C

Каким гостям мы рады

12.02.2010 00:00:00
Каким гостям мы рады
Нелегальная миграция в Сибири — проблема серьёзная. Но решаемая.

О миграционных тенденциях, о результатах операции «Нелегальный мигрант», а также о санкциях, которые ожидают правонарушителей, рассказал журналистам начальник отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области Константин ПАТРУШЕВ.

В прошлом году на территории нашей области на миграционный учет было поставлено около 170 тысяч иностранцев и лиц без гражданства. По понятной причине большая часть мигрантов проходит через Новосибирск, и в основном это гости из Средней и Восточной Азии, из стран Закавказья. Цели приезда у людей самые разные: частные интересы, заработок, учеба (среди студентов довольно много граждан Казахстана)...

В 2009 году разрешение на работу оформили 29 тысяч иностранных граждан. Наиболее активно в Новосибирскую область поставляют работников Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, КНДР, Турция. Если года два тому назад нелегальные мигранты активно сотрудничали со строительными компаниями, сегодня, когда многие стройки пребывают в замороженном состоянии, иностранцы нанимаются к частникам, уходят «на подёнщину». Тем не менее с весны ожидается оживление строительных работ, а значит, поток гостей увеличится.

— Наша задача — сделать так, чтобы эти люди въехали в страну, как положено, проживали как положено и работали как положено, — подчеркивает Константин Патрушев. — Мы устраиваем совещания, разъясняем работодателям требования законодательства. Где-то подсказываем, где-то помогаем — даже в индивидуальном порядке. Наши двери всегда открыты. Пусть лучше работодатель сам придет к нам и проконсультируется, чем мы нагрянем к нему с проверкой и выявим нарушения.

Всего в 2009 году сотрудники УФМС проверили более 45 тысяч объектов и наложили штрафы на сумму более 52 миллионов рублей. Наказание понесли примерно 900 работодателей. Константин Патрушев отмечает, что правонарушения совершаются как по незнанию требований законодательства, так и по причине правового нигилизма — изначального нежелания что-либо знать и применять информацию на практике.

— Набирают людей, которые готовы трудиться не до 18.00, а гораздо дольше. Соцпакеты таким работникам «не нужны», их человеческие проблемы никого не волнуют, да и оплата труда занижена в разы. Просчитав простую финансовую выгоду, работодатель закрывает глаза и идет на правонарушения. А когда попадает под ответственность, выгода оборачивается большой убылью, потому что административные штрафы очень серьезны: от 250 до 800 тысяч на юридическое лицо. Лично мне в начале прошлого года приходилось налагать на одного руководителя штраф в размере шести миллионов рублей. Понятно, что об этом предприятии я больше ничего не слышал. Оно теперь просто не существует.

Для организации проверок используются базы данных УФМС, а также информация, поступающая от граждан.

— Непосредственно в моем отделе работает телефон доверия 225-44-83, — сообщает Константин Патрушев. — Любая информация вносится в специальный журнал, и 70% такой информации подтверждается. Да, есть люди, которые «сводят счеты», но большинство проявляют гражданскую позицию, и это очень приятно.

Со стороны мигрантов преобладают нарушения административного характера: иностранцы не соблюдают режим пребывания, ведут незаконную трудовую деятельность.

— За прошедший год по решению федеральных судов было выдворено 448 иностранцев. Для сравнения: в 2008 году — 251 человек. Тем гражданам, которые в течение трех лет пребывания в России допустили два и более административных правонарушений, мы закрываем въезд в нашу страну — независимо от того, каковы были эти правонарушения (несоблюдение миграционного законодательства, правил дорожного движения, мелкое хулиганство и т.д.). Государство заинтересовано, чтобы к нам приезжали законопослушные граждане — люди, которые уважают наши законы, традиции. Пусть зарабатывают, пусть обеспечивают семьи, мы это приветствуем. А вот нарушителей нам и своих хватает.

Ежемесячно УФМС проводит оперативно-профилактические мероприятия, в которых задействуются все силовые структуры, все заинтересованные службы и ведомства. Так, в январе прошла операция «Нелегальный мигрант», в ходе которой за четыре дня удалось выявить 539 нарушений миграционного законодательства. Были наложены штрафы на сумму примерно в миллион рублей, наказано 17 работодателей и 245 человек принимающей стороны. Восемь иностранных граждан были выдворены из России. Константин Патрушев напомнил, что административное выдворение — это наказание за правонарушение, и решение о нем принимает суд.

Регулярно проводятся проверки садоводческих обществ, причем не только летом, в дачный сезон, но также зимой, потому что бывают случаи, когда нарушители проживают, например, в сторожевых домиках. Если даже во время рейда был задержан человек, не имеющий при себе документов, его личность устанавливается в течение 48 часов. И Константин Патрушев уверяет, что слухи о том, будто процедура невыполнима, оснований под собой не имеют.

Иногда к базам данных УФМС обращаются люди, которые ищут пропавших друзей и близких.

— Так, в прошлом году к нам обратилась женщина из-за границы, — рассказывает Константин Патрушев. — Она объяснила, что пропал родственник. Изредка он выходит на связь и сообщает, что очутился в сложной ситуации, находится чуть ли не в заложниках... Мы провели мероприятие, нашли его, и оказалось, что этот молодой человек (кстати, русскоязычный) работал на территории России. Страдая игроманией, «спускал» весь заработок в казино, а так как перед родственниками было неудобно, сообщал ложную информацию. Мы отправили его домой и спустя некоторое время получили от родственников благодарственное письмо.

Многие нарушения совершаются по незнанию, и зачастую серьезной причиной оказывается языковой барьер. Сорокалетние люди, которые учились еще в советских школах, достаточно хорошо владеют русским языком, а вот молодежь в этом плане отстает. Чтобы облегчить мигрантам жизнь, работники УФМС выдают памятки, помогающие сориентироваться и выполнить все необходимые действия вовремя.

Что же касается ситуации на Хилокском рынке, на Гусинобродской барахолке, то она находится под контролем. Причем само по себе присутствие иностранных граждан возражений не вызывает, потому что это «живые люди, и у нас нет цели — выселить их куда-то в степи».

— Давайте представим, что нам самим пришлось выехать за рубеж, — предлагает Константин Патрушев. — Естественно, находясь в другой стране, мы будем контактировать с соотечественниками. Будем общаться там, где есть русскоязычное население. Точно так же ведут себя мигранты, и для них такими точками традиционно являются рынки. Вспомним, что Хилокский рынок — давно уже не рынок, а торговый центр. Обстановка в округе существенно отличается от той, которая была там еще год тому назад. На территории центра мы открыли миграционный пункт, где занимаемся не только вопросами контроля, но принимаем документы, чтобы мигранты могли получать разрешение на работу. Порой иностранец не доходит до нашего территориального подразделения, и мы идем к людям навстречу. Как руководитель отдела аппарата, я часто общаюсь с людьми. И встречаю среди граждан зарубежных государств, даже среди нарушителей, очень порядочных и образованных людей. Если человек в силу каких-то обстоятельств совершил правонарушение, мы должны разобраться, в чем дело. И не только проконтролировать, но и помочь.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: