Новосибирск 9.4 °C

«Конокрад и гимназистка-2»

06.02.2010 00:00:00
«Конокрад и  гимназистка-2»
В ближайших номерах «ВН» начинает публикацию второй книги романа Михаила Щукина «Конокрад и гимназистка».

В предыдущих «сериях...

Первую книгу, напомним, мы публиковали в нашей газете летом 2008 года. Затем роман был издан отдельной книгой в Москве. А новосибирский кинодокументалист Виктор Серов написал по его сюжету сценарий, рассчитанный на съемки шестисерийного фильма...

Заканчивалась эта любовно-авантюрная история, напомним, не очень весело. И, как рассказывает писатель, на творческих встречах читатели потребовали продолжения. Так появился роман «Конокрад и гимназистка-2», над которым автор работал почти два года.

Действие первой книги, напомним, происходит в 1913 году в Ново-Николаевске. И начинается все с того, что у полицмейстера Гречмана пропадает тройка превосходных лошадей: бесследно исчезают «два гнедых жеребца и одна кобыла, тоже гнедая».

Гречман бросает на поиски вора все силы, но таинственный мститель превращает жизнь полицмейстера в сущий ад... Волею случая бедовый конокрад Вася Конь, спасаясь от полиции, прячется под кроватью избалованной гимназистки Тонечки. Эта пикантная ситуация сплетает в один узел судьбы невинной девушки, отчаянного похитителя и облеченного властью мерзавца...

Своим рождением «Конокрад...» обязан заметке, которую писатель однажды прочитал в старой новониколаевской газете, в разделе криминальной хроники:

— Среди сообщений об убийствах и краже белья там была заметка следующего содержания: «Дочь известного купца и предпринимателя N сбежала с кучером. Отец объявил поиски, но они результата не дали», — рассказывает он. — Сначала я не обратил на нее внимания. А потом вспомнил. И увидел свою героиню, и представил жизнь обычной зажиточной новониколаевской семьи. А кто читал мой роман «Ямщина», поймет, откуда взялась история конокрада Васи Коня. В романе я сохранил топографию Ново-Николаевска, приметы быта его жителей, ввел отдельные лирические вставки, посвященные рассказу о старом городе...

Продолжение следует...

— В какие годы происходят события вашего нового романа?

— Все по по-прежнему будет происходить в Ново-Николаевске, на этот раз зимой 1919—1920 годов. Воспоминания о более ранней жизни города будут идти ретроспективой. По времени действия главы чередуются, что придает роману своего рода двухслойность. Такое построение было продиктовано самим материалом.

Поставив последнюю точку в своей истории, я в какой-то степени выполню свой долг перед родным городом. Этот период времени у нас, даже в исторической литературе, освещался очень слабо. За некоторыми исключением. Я говорю о книгах, которые появились в самое последнее время. В нашем издательстве «Сибирская горница» (Михаил Щукин — главный редактор издательства. — Прим. «ВН») в прошлом году, в частности, появилась книга «Новосибирский некрополь» молодого историка Екатерины Косяковой, где собрано много материала о жизни города именно периода Гражданской войны. До этого в литературе у нас был Колчак, потом его выбила из города Пятая Красная армия, потом началось строительство Советской власти... И все. Между тем зима 1919—1920 годов была самым страшным периодом за все время существования нашего города. То, что здесь тогда происходило, было поистине трагично и жутко. Но и в тех бесчеловечных условиях люди, хотя и не все, умели оставаться людьми. Создавалась вторая часть книги очень нелегко, освоить такой материал, даже чисто эмоционально, было крайне сложно. При этом я очень не хотел переворачивать исторический блин обратной стороной. У нас же, как известно, сначала белые были плохие, красные — хорошие, потом стало наоборот — белые — белые и пушистые, красные — отвратительные. Все это также было поводом для моих раздумий. И мысль, которую я постарался провести через свой роман, это мысль о том, в Гражданской войне нет победителей, есть только побежденные.

— Останутся ли гимназистка Тонечка и конокрад Вася Конь главными героями книги? Или в романе появятся новые лица?

— Одни герои перейдут во вторую книгу, другие останутся в первой, появятся новые персонажи. Но главные герои будут те же. И, несмотря на всю сумятицу братоубийственной войны, любовь — и это для меня было важным — будет торжествовать. Как бы трагично ни складывались внешние события, вечные ценности всегда остаются вечными ценностями.

— Значит ли это, что будут, наконец, удовлетворены ваши читатели, расстроенные печальным завершением вашей первой книги?

— Читателям я, прежде всего, хочу сказать спасибо. Книга, действительно, вызвала большой интерес. Творческих встреч у меня было много. Оказалось, что в некоторых школах даже пишут сочинения по «Конокраду», а в одной поставили спектакль по моему роману. Думаю, что, прежде всего, интерес к моему роману вызван тем, что все его события происходят на наших улицах, в нашем городе. Чем все закончится, я рассказывать не буду, скажу только, что история будет доведена до своего логического завершения...

— Жанр «Конокрада» вы определили как «новониколаевский романс». Каждую главу предваряла цитата из старинного романса. Найдет ли продолжение эта «музыкальная тема»?

— Эта музыкальная тема зазвучала у меня сразу, едва только я задумал свой роман. Новониколаевский романс — старинный русский романс — жестокий романс... Конечно, романсовая форма будет сохранена. Это увяжет обе части в единое целое и определит общий тон и настроение книги.

— Как складывается издательская судьба ваших романов?

— Мой роман «Ямщина» увидел свет два года назад в издательстве «ВЕЧЕ». Первая книга «Конокрада и гимназистки» вышла в «АСТ» прошлом году. Сейчас одно из московских издательств готовит к изданию вторую книгу «Конокрада». Читатели «Вечерки» будут первыми, кто познакомится с романом еще до его издания отдельной книгой. Надеюсь, что я их не разочарую.

Будут слёзы и объятья...

Едва расставшись с писателем, мы поспешили перечитать последнюю главу первой книги «Конокрада...». Влюбленные расставались. Родители увозили невинную гимназистку Тонечку как можно дальше от ее пагубной страсти. Поезд набирал ход. И далеко позади оставались и станция, и домишки, и незадачливый всадник — Вася Конь, скачущий вдогонку на лошади без седла...

...Утомленная скачкой лошадь начала отставать, отставать, а затем внезапно исчезла за краем окна вместе со своим всадником, будто их никогда и не было.

Тонечка все еще цеплялась за поручень, бессильно опустилась на пол. Она понимала: все кончилось... И никто не слышал в безлюдной степи одинокий тоскливый крик, рвущийся из груди, в которой так горько стучало отчаявшееся сердце.

Жестокий романс на то и жестокий, чтобы за «поцелуями друга желанного» и «порывами счастья» непременно следовали «горе» и «слезы»...

Но наступит час нежданный,

И придет любви мечта.

Поцелует друг желанный

Эти нежные уста...

Когда и как они встретятся? И суждено ли им навек соединиться в разгульном и криминальном Ново-Николаевске? Где стремительно сколачиваются состояния, зажиточные семьи удивительным образом сосуществуют с наводнившим город «темным элементом», а добропорядочные родители вовсе не спешат выдавать своих дочек-гимназисток за отчаянных конокрадов?..

Публикацию романа «ВН» начнет со вторника. Вместе с вами мы будем следить за развитием этой увлекательной новониколаевской истории.

  

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: