Новосибирск
04.02.2010 00:00:00
Максим Кашицин
Отражение   в бронзе и граните
Предложение воздвигнуть памятник Учителю активно поддержано властями и общественностью нашего города.

В принципе, идея исходила от самих учителей — от молодых начинающих специалистов, участников форума. Видимо, инициатива вчерашних студентов была продиктована желанием поблагодарить наставников. А может, свою роль сыграл здоровый энтузиазм людей, пришедших в профессию по любви и еще не успевших разочароваться...

Каким он будет, новосибирский памятник-символ? Удастся ли художникам найти живой, небанальный образ? В бронзе (мраморе? граните?), как в зеркале, отразится наше представление об учителях. Поэтому следить за процессом создания памятника, за появлением новых и новых проектов будет очень даже интересно.

Памятники, посвященные педагогам, рождаются в октябре — в то время года, когда страна празднует День учителя. Если в Советском Союзе подобного рода сооружений-символов было немного, сегодня бронзовые педагоги — явление распространенное. Хотя, казалось бы, откуда такое поклонение учителю в обществе, где многие (те же учителя, например) живут на весьма скромную зарплату, а «честная бедность» явно не в почете (потому что «если ты такой умный, почему ты такой бедный?») Для кого-то сооружение «тематических» памятников — это ритуал, кто-то усматривает в нем грандиозный смысл, а кто-то поддерживает проекты ради воспоминаний, связанных с детством... Воспоминаний, в которых ностальгическая грусть смешивается с улыбкой.

Первый советский памятник Учителю был воздвигнут в 1974 году. И не в столице, а в Тверской области, в небольшом городке с выразительным именем — Торопец. В ХХI веке гранитные «педагогические поэмы» стали вырастать во многих уголках нашей страны и ближнего зарубежья. «Монументальный подарок» получили педагоги Ульяновска и Орла. В Махачкале был воздвигнут «Памятник русской учительнице». А в Симферополе торжественно презентовано изваяние, посвященное «Крымскому учителю»: корреспондент «Нового Региона» сообщал, что идея проекта принадлежит ректору Крымского республиканского института последипломного образования Рудякову Александру — он увидел образ... во сне!

Станет ли наш, новосибирский памятник произведением высокого искусства? Покажет время. Несомненно одно: самая главная награда для педагога — нерукотворный памятник в сердцах и душах учеников. К этому памятнику не зарастет народная тропа. Кажется, именно так считал поэт... тот самый, монументальное изображение которого тоже очень скоро будет в каждом уважающем себя мегаполисе.

Иван Индинок: «Хочется, чтобы это был образ...»

«Учитель — слово особенное. Когда мы говорим об учителях, мы имеем в виду не только наших школьных преподавателей, но и всех людей, которые вели нас по жизни, учили мужеству, добру, поддерживали в трудную минуту.

Я думаю, создание памятника станет делом всенародным. И самое правильное, самое символичное — установить этот памятник методом «народной стройки». Пусть каждый новосибирец внесет вклад не только в виде денежных средств, но и подарит учителям свой труд.

Конечно, сначала мы должны создать проект памятника. Хочется, чтобы художник изобразил не просто дядю, который гладит по головке школьника. Памятник — это ёмкий оригинальный символ. Образ, который заставит каждого из нас задуматься, вспомнить о дорогих людях. Посмотрите, какой удачный символ найден к Году учителя! Заботливые руки выпускают в небо птиц. По-моему, образ замечательный... Замечательный своей многозначностью, глубиной, неожиданностью.

Я надеюсь, проектов будет много. В Доме учителя мы организуем выставку, и пусть каждый из учителей поддержит ту или иную идею. Пусть главное, решающее слово скажут сами учителя!

Задача фонда — не просто собрать необходимые средства на проект и довести его до логического завершения, а поддерживать как молодых учителей, так и тех, кто уже на пенсии, но отдал много лет работе в школе. Необходимо поднять престиж этой профессии в обществе, уделять больше внимания и школе, и учителям».

Владимир Городецкий: «Люди, которые остаются в душе на всю жизнь»

«В первый класс я пошел в 1955 году. В 1966 году закончил Олсуфьевскую среднюю школу в Брянской области. Никогда не забуду мою первую учительницу Зою Ивановну Шпилевскую, которая учила нас с первого по четвертый класс. Это была не просто отличная учительница, а человек, обожающий детей. Удивительная женщина, которая дарила детям всю свою жизнь. Само собой, она научила каждого из нас и читать, и считать — всему, что полагается знать первоклашке. Но она же начала приучать нас, буквально с первого класса, к полезному труду. Учила приносить людям пользу, мастерить подарки собственными руками. Помню, как старательно мы, ребятишки, выпиливали лобзиком, мастерили поделки — сюрпризы для наших мам к 8 Марта.

Особое уважение вызывал учитель физкультуры — участник войны, у которого не было высшего образования, но который так зажигал спортивным азартом! А преподаватель физики учил не бояться новизны: «Давайте сделаем в сельской школе крутящуюся елку!» — как-то раз предложил он нам, и всё у нас получилось.

Учителя — это люди, которые остаются в душе на всю жизнь».

Александр Духнов, писатель: «Неудачи подстегнули заняться творчеством»

«Моя любимая учительница преподавала черчение. Совсем молодая девушка, пришла в нашу школу после института — просто красавица! А еще я всегда литературу любил, считал себя «крутым» автором сочинений — пока не пришел в нашу школу новый педагог Сергей Андреевич. Выше тройки за сочинения он мне никогда не ставил! А я понять не мог, в чем тут дело. Однажды в классе я, как всегда быстро, написал текст, даже успел продиктовать кое-что приятелю Вовке, который не силен был сочинять. И представляете: на следующий день «отличное» Вовкино «сочинение» было зачитано перед всем классом, а я опять получил «три»!

И вот тогда, единственный раз в жизни, я решил заняться плагиатом. У одного из моих друзей мама была учительницей, и я попросил ее найти «пятизвездочное» сочинение — беспроигрышный вариант! Такое, чтоб уж на откровенную «пятерку». Образцовый текст отыскался, и я добросовестно переписал его в тетрадку. А на другой день... «Ну-у, опять у тебя какая-то скука получилась, — сказал Сергей Андреевич. — Ничего придумать не мог пооригинальнее?» И поставил, как всегда, твердую «тройку». Может, и вправду, почувствовал, что не мой слог?

Из этой истории кое-какие уроки я для себя извлек: во-первых, нет ничего скучнее плагиата. А во-вторых... неудачи как-то подстегнули меня всерьез заняться творчеством. И потом, я до такой степени проникся уроками литературы, что после школы поступил в педагогический институт».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей