vn
Новосибирск -28.5 °C

Голливуд с доставкой на дом?

29.12.2009 00:00:00
Голливуд  с доставкой на дом?
Режиссёр Сергей Афанасьев убеждён, что в нашем городе можно не только снимать достойное художественное кино, но и создать свою киностудию.

Имя Сергея Афанасьева традиционно связывают с кино. В начале 90-х он снял свою первую картину «Стерва». Потом было еще несколько кинопроектов. В 1996-м пробовал снимать «Чайку», и проект сулил быть достаточно любопытным. Уже была выбрана натура, назначены актеры, сделаны кинопробы... Однако обанкротился спонсор, вызвавшийся финансировать картину, и работа, увы, не была завершена. В начале 2000-х был запущен так называемый «алтайский проект» — съемки приключенческой истории про двух студентов, отправившихся на поиски золота переселенцев-староверов. Съемочная группа освоила значительную часть бюджета картины, но реализации идеи помешала автокатастрофа, в которую попал режиссер...

Наконец, теперь Сергей Афанасьев представил городу свою новую работу — полнометражный художественный фильм «Идиотка». Задумывая картину, признается режиссер, он не просто желал получить удовольствие от процесса (хотя и это тоже было), но и ставил перед собой некую сверхзадачу. А именно, хотел доказать тем, от кого зависит быть или не быть в городе кино, что, все-таки игровое кино в Новосибирске делать можно. И для этого у нас есть все. Это, во-первых. Во-вторых, город вполне созрел для того, чтобы создать свою киностудию...

У нас есть всё...

Для создания своего кино, считает режиссер, у нас есть художественные, творческие, режиссерские, актерские возможности:

— Актерский ресурс нашего города вполне достаточен для того, чтобы снимать здесь много хороших картин. И они будут разные, интересные и ненадоедливые, как они бывают надоедливы там, где эксплуатируются одни и те же имена и лица. В нашем кинематографе был период, когда из каждого кадра доносился голос Пореченкова, потом — Хабенского. И именно этим определяется успех кинопроекта. Если есть звезда, продюсер дает деньги, если нет звезды, то продюсер денег не дает.  Новосибирск интересен тем, что здесь можно сделать достаточно много открытий по части актерских талантов. Наш театральный институт выпускает десятки очень талантливых, молодых, симпатичных, энергичных людей, которым прямая дорога в кино. В наших театрах — очень крепкое звено актеров среднего поколения, может быть, чуть сложнее со старшим поколением... А так есть все. Кроме того, специфика кино такова, что для работы можно привлекать и непрофессиональных людей. Как это делали многие известные режиссеры — начиная от Михалкова-Кончаловского и кончая Феллини. У нас в этом плане есть много интересных лиц и характеров, что тоже могло бы расширить творческий диапазон фильмов.

В силу всех этих обстоятельств, считает Афанасьев, принятый Министерством культуры документ от 25 июня о развитии регионального кино сегодня может быть весьма актуален. Для того, чтобы кино в Новосибирске, наконец, появилось — настоящее и серьезное, нужен толчок. Сергей Афанасьев, надо заметить, не единственный, кто сегодня делает игровое кино в городе. В те же 90-е, кроме «Стервы», у нас были сняты еще два фильма — «Овен» по роману Михаила Черненка «Кухтеринские бриллианты» и «Безумный рейс» (по сценарию новосибирских кэвээнщиков). Оба они также попали во всероссийский прокат.

Если говорить о недавних проектах, то можно назвать фильмы молодого амбициозного режиссера Филиппа Дмитриева — «Неделя до расплаты», «Неделя до расплаты-2» и «Та сторона». В настоящее время снимает художественное кино мэтр новосибирской кинодокументалистики Юрий Шиллер. (По образованию он, кстати, режиссер игрового кино, заканчивал ВГИК, учился на курсе у Григория Чухрая.) Кроме того, запущен детективный сериал на 12—16 серий «Трудный возраст» (режиссер Павел Меняйло — творческий директор рекламного агентства «LBL-СИБИРЬ», продюсер — известный медиамагнат Борис Комаров). Сценарий к сериалу написан новосибирским писателем-детективщиком Александром Духновым (кстати, журналистом нашей газеты). И это не считая короткометражных проектов, которые презентуются в городе достаточно часто. О том, что у нас есть сценаристы, говорит и тот факт, что в прошлом году на Екатеринбургской киностудии снят фильм «Двенадцатое лето» по сценарию нашего кинодокументалиста и писателя Виктора Серова. В настоящее время на той же киностудии снимается еще один фильм по его сценарию («Пыль для матроса»). А синопсис Серова, написанный им по историческому роману новосибирца Михаила Щукина «Конокрад и гимназистка», вышел в финал ежегодного всероссийского конкурса сценариев.

Но одно дело, — делать малобюджетное кино, как говорится, «на коленке», упростив процесс до предела, имея только юридическое лицо и маленькую комнатку в Доме актера, где ютится съемочная группа и хранится вся аппаратура. И совсем иное говорить о создании в городе полноценной государственной киностудии.

— Наши амбиции сегодня именно таковы, — говорит Афанасьев.

Фабрика грёз на Затулинке?

Киностудию предполагается разместить на территории кинофабрики, которая находится на Затулинке. Сегодня там хранятся, ремонтируются, реконструируются фильмы, которые идут в прокат в области. Однако, полагает Афанасьев, эта территория может вместить и нечто большее.

— На этой территории мы хотим построить съемочный павильон, цеха, административное помещение...

Но студия, как известно, механизм сложный и требующий постоянного технологического обновления. Кроме того, жизнеспособной она может быть только при условиях постоянной загруженности. Об этом, в частности, шла речь на одном из заседаний «Умной среды» в клубе «Труба» («Сибирский Голливуд. Скромное обаяние местного кинопроизводства»). В качестве эксперта на дискуссию был приглашен новосибирский режиссер и продюсер Андрей Константинов. По его подсчетам, для окупаемости такой студии в Новосибирске необходимо производить четыре-пять художественных фильмов в год и пять-десять сериалов. Объем собственного производства, считает Константинов, для этого явно недостаточен. А для привлечения посторонних проектов надо заинтересовывать продюсеров чем-то таким, что они не смогут получить в другом месте. А чем может заинтересовать Сибирь, которая, с точки зрения кинопроизводства, для многих продюсеров звучит страшно?

Афанасьев, напротив, убежден, что проблем с загрузкой киностудии не будет. В городе уже есть достаточное число людей, которые хотели бы заниматься кино. Через пару лет их ряды пополнят выпускники недавно открывшегося факультета режиссуры, которых Афанасьев, как ректор, тоже намерен «заразить бациллой кинематографа». Он убежден, что, будь здесь хорошая база, сюда поедут и кинематографисты из столиц. Поскольку Сибирь  — это вечная экзотика, это прекрасная натура, это актеры. И, что немаловажно, снимать здесь на порядок дешевле:

— На любой из московских киностудий у любого режиссера осветитель не выйдет на площадку, если ему не платят за смену от полутора до двух с половиной тысяч евро. Так, по крайней мере, было до кризиса. Расценки просто сумасшедшие! Конечно, люди должны много зарабатывать и хорошо жить. Но всему есть какой-то предел! Не так давно в нашем городе прошел фильм «Каникулы строго режима». Снимал его мой друг, сокурсник по Щукинскому училищу, кинорежиссер Игорь Зайцев. (Он же снял сериал «Есенин», потом вторую часть сериала «Диверсант», где продюсером выступала дирекция кино Первого канала, которая продюсировала все «Дозоры» — дневные, ночные, «Адмирала» и так далее.) Мы не говорили с ним серьезно на тему режиссерских гонораров — это не моё дело. Но ему, видимо, хотелось самому поделиться своей радостью. Так вот оказалось, что его гонорар за «Каникулы строго режима» составил 530 тысяч долларов. Это лишь режиссерский гонорар!  Я тогда прикинул, что мы по этим деньгам могли бы снять в нашем городе пять полноценных фильмов! Понимаете, в чем разница? И почему кино надо снимать здесь? Я сейчас не говорю о том, сколько стоит «Обитаемый остров» и т. д. Это фильмы, которые, мягко выражаясь, не потрясают художественной ценностью, но поскольку это часть киноиндустрии огромной страны, то и затраты на них — соответствующие. В Новосибирске, для того чтобы организовать полноценное кинопроизводство, можно было бы обойтись в разы, в десятки раз меньшими средствами. Просто потому, что здесь и аппетиты у людей другие, и технические условия более дешевы. Да и энтузиазм у наших людей еще какой-то сохранился... Меня просто поразило, с какой радостью и каким желанием они откликались и делали все, чтобы помочь нам в съемках нашей картины...

По подсчетам Сергея Афанасьева, на строительство киностудии надо потратить порядка 30 млн рублей, столько же на ее оборудование.

— Дальше я организовываю там производство одной или двух игровых картин в год и четырех-пяти документальных — пока этого достаточно, чтобы раскрутить новосибирский творческий ресурс. В это же время я размещаю на всех московских киностудиях наши прайсы...

Речь, уточняет режиссер, идет именно о государственной киностудии, а не о частных деньгах.

— На частных спонсоров я уже давно не надеюсь. Я надеюсь только на государство. Это должно быть государственной программой. Самодеятельность тут не пройдет. Разовые акции ни к чему не приведут. Тем более, что и я на таких условиях за дело не возьмусь, поскольку уже наэкспериментировался...

Так что же необходимо для того, чтобы проект студии был реализован? Кому надо собраться-объединиться, на какие митинги и под какими лозунгами выйти, чтобы кино в городе появилось? Чтобы творческие люди себя нашли, избавились от комплекса провинциалов, перестали уезжать, и налаженное кинопроизводство возвело еще одну основательную колонну в укрепление статуса Новосибирска, как города-столицы?

— Еще несколько лет назад я, возможно, и сказал бы, что вот должны найтись силы, которые должны объединиться. Но сегодня, когда я понимаю, что мне осталось уже не так и много времени на активный труд, я говорю, что для того, чтобы в Новосибирске в ближайшее время появилось игровое кино, которое бы снималось грамотно, планомерно и профессиональным путем, нужно просто разрешить мне реализовать мою идею (смеется). Поскольку поддерживать надо не процесс — я все время на этом настаиваю, поддерживать надо людей, которые этот процесс организуют...

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: