Изучением влияния турбулентности и волновых движений воздуха институт занялся ещё в 2014 году. Как известно, образование аэродинамической подъёмной силы при движении самолёта сопровождается возникновением пары вихрей. Если между следующими друг за другом самолётами не будет соблюдено должное расстояние, это может привести к возникновению аварийной ситуации.
«Мы поддержали проект Института оптики атмосферы, поскольку считаем его важным для изучения и повышения уровня безопасности воздушного транспорта», – отметил генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич. Он также подчеркнул, что исследования проводились с соблюдением всех норм и требований авиационной безопасности. Замеры безопасного расстояния между разнотипными самолётами в воздухе, а также при взлёте и посадке учёные проводили с помощью специального прибора – когерентного импульсного прибора лидара, который позволяет визуализировать и исследовать эволюцию самолётных вихрей. Подобные приборы широко используются за рубежом.
Аэропорт «Толмачево» выбран в качестве экспериментальной площадки в виду большого количества самолётовылетов, в том числе, широкофюзеляжных воздушных судов, представляющих особый интерес для исследований. В течение двух суток удалось измерить вихри от примерно 50 самолётов, включая шесть воздушных судов Boeing 747», – рассказал известный специалист по лидарному зондированию вихревых следов самолётов, Игорь Смалихо.
Справка
Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1800 пассажиров в час, на международных — 1300 пассажиров. Аэропорт имеет две взлётно-посадочные полосы I и II категории ICAO.
Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН расположен на территории Томского научного центра Сибирского отделения РАН. В Институте сформирована крупная научная школа по атмосферной оптикe, получившая признание в России и за рубежом.