< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Зачем в вагоне нужен топор?

Труд проводников не для белоручек и невротиков. Фото автора
Новосибирский студент-стройотрядовец примерил на себя форму проводника пассажирского поезда.

Дмитрий Ковешников впервые переступил порог редакции практикантом — студентом факультета журналистики НГПУ. Теперь он стал одним из постоянных внештатных авторов «Советской Сибири». В очередной раз пришел за заданием.


«Еду, — говорит, — в рейс. Отучился на проводника, теперь выхожу на практику. Что-нибудь интересненького привезти?»

Мы попросили его рассказать о том, что, на взгляд 20-летнего человека, покажется новым, что он откроет для себя. Итак...

— На часах 8:30, сон покинул меня раньше сигнала будильника. Боюсь проспать: сегодня еду в пробный рейс проводником. В свой первый рейс после окончания курсов. Что для студента главное? Еда! И постель. Потому что практикантам наволочки и простыни выдавать за счет «железки» не положено. Вот, собственно, и все поноски, как у меня на родине, в Чанах, называют багаж.

В белой рубашке и отутюженных, со стрелками, брюках, словно на торжество, еду в депо. Уже там встречаюсь с напарником, он тоже студент, тоже стройотрядовец, как и я. Всего нас вышло на практику в депо 14 бойцов СОП «Аллегро». Мы на целых два дня станем проводниками пассажирского плацкартного вагона!


Открыл дверь, собрал билеты и...

Первое, что мы услышали от проводницы, к которой нас определили: «Вот не мог же девчонок мне прислать!» Сказала и скрылась в недрах купе отдыха проводников. Мы не поняли в чем, но все-таки наша вина в чем-то заключалась. Да ладно, переживем. Молодость, она ведь иногда немножко раздражает старших.

Через 30 минут должна начаться посадка. Наш поезд 627, следующий по маршруту Новосибирск — Кулунда, поставлен на второй путь. Открываем тамбурные двери, и к нам начинают стягиваться пассажиры.

Некоторые думают, что работа проводника — это открыть дверь, собрать билеты, раздать белье и сидеть просто так до следующей станции, но это совсем не так. Проводник, собрав билеты, должен аккуратно занести данные в бланк учета постельного белья и пассажиров, а потом приступить к своим текущим обязанностям: контролировать работу электроприборов, топить печку (только за время следования в одну сторону приходится закинуть семь ведер угля!), следить за техническим состоянием под- и межвагонного оборудования.
Уборка — отдельная страшная история. Прибыв в Кулунду, мы принялись протирать все 54 полки. Сначала надо было скрутить и закинуть на третью полку матрацы. Даже человеку, занимающемуся спортом, будет тяжко.Еще тяжко на больших станциях дышать. Я имею в виду дышать свежим воздухом негде. Как только открывались двери вагона, все курильщики выстраивались вдоль платформы и начинали утолять свои потребности, заполняя табачным дымом все вокруг.

Первый мужчина — к счастью

Был случай, когда я никак не мог справиться с откидной площадкой: ее намертво держал фиксатор, не давая поднять. Минута до отправления, а я, здоровый, взрослый парень, не могу поднять шпингалет. Стыдно. Делать нечего, пришлось звать проводницу. Но мы так и не смогли разжать намертво заклинивший механизм. На помощь пришел... топор! Так и мучились весь рейс. А когда приехали домой, механизм оказался вполне исправен. Мистика!

Как и в любой другой профессии, на «железке» есть свои приметы. Например, нельзя класть ключи на стол, иначе нагрянет проверка. В пункте отправления первым в вагон должен войти мужчина — к счастливому рейсу. А если в служебном купе справа от двери в угол положить монетку — к деньгам.

Кстати, проводница развенчала один бытующий миф про то, что проводники из вредности отключают электрические розетки. Просто розетки в старых вагонах не работают из-за износа оборудования.

По прибытии пассажиры сдают белье, а проводник проверяет, пересчитывает. Если не будет хватать чего-то, хотя бы одной наволочки, проводника оштрафуют. Так что, пожалуйста, не забирайте ничего «на память» из вагона. И не оставляйте. В том числе мусор. Напоминание, считаю, очень дельное.

В Новосибирске мы простились с пассажирами, пожелали им здоровья и вернулись в вагон. Нас ждали бутылки под сиденьями, несданное белье, пустые кулечки, бумажки. Зато наволочки-простыни, одеяла, подушки были все на месте. Пломбируем мешки с бельем и выносим мусор, убираем золу — накопилось ее три ведра. Эх, домой бы поскорей!..

Побывав один раз в рейсе, понимаешь, что труд проводников не для белоручек и невротиков. Тут без чувства юмора не проживешь.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №20 от 16 мая 2018 года