Успенский пост начался в России с 14 августа 2022

Фото Виктора Боровских
У православных россиян начался Успенский пост. Пост этот короткий, всего две недели, но по строгости он сопоставим с Великим постом.

В течение всего поста возбраняется вкушение яиц, мясных, рыбных, молочных и прочих скоромных продуктов. Но, как и в Великий пост, существует день, в который допускается послабление – разрешается вкушение рыбы. Этот день Успенского поста приходится на 19 августа и называется Преображением Господним.

История возникновения праздника

О Преображении Господа написано в трех Евангелиях – от Матфея, от Марка и от Луки. Вскоре после того, как Спаситель открыл своим ученикам, что Ему надлежит умереть на кресте и в третий день воскреснуть, Он привел троих своих учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними. Во время молитвы лицо Его просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как снег.

Апостолы увидели беседовавших с Христом двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илию. Вдруг светлое облако осенило всех, и из него послышался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в страхе пали на землю, но Иисус успокоил их, а когда вместе с апостолами спускался с горы, то запретил говорить им об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых.

Считается, что своим Преображением Спаситель явил апостолам славу своего Божества, для того чтобы они не поколебались в вере во время Его страданий и смерти. Этот праздник отмечают все христиане, независимо от конфессии, но у православных России он еще называется Яблочным Спасом.

Преображение Господне или Яблочный Спас в России

Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам (основным двенадцати), прежде в этот день не работали, и этот выходной был закреплен в царской России законодательно. 19 августа (6 августа по действующему тогда юлианскому календарю) был включен в список неприсутственных дней. В храмах же в этот день освящали плоды нового урожая.

© Фото Андрея Заржецкого

Традиция освящения плодов нового урожая родилась в Греции – одной из первых стран, принявших православие. Благодаря климату этой страны, в Греции к празднику Преображения Господня созревал урожай винограда. И уже в сам день праздника главное православное таинство – Святая евхаристия – совершалось на вине из винограда нового сбора. В этот же день в храмах совершался молебен на освящение винограда и других плодов нового урожая.

На принявшей православие Руси виноград рос только в южных районах и к этому времени не поспевал, зато в обилии росли яблоки. Созревали они как раз к празднику Преображения Господня. Как было много яблок в России, можно понять, прочитав рассказ Ивана Бунина «Антоновские яблоки». А поскольку в храмах освящали яблоки, то сам праздник Преображения Господня в народе стали называть Яблочным Спасом. Спасом, потому что Господа Иисуса Христа православные христиане называют Спасителем. И еще его называют вторым Спасом (первый Спас – Медовый, 14 августа).

Традиции Яблочного Спаса

Праздник Преображения Господня на Руси считался последним днем лета. После него природа преображалась. Дни становились заметно короче, а ночи холодней. Существовала примета: если в этот день стояла сухая и теплая погода, то и зима будет не столь суровой, а если шли дожди, то зима предполагалась более холодной, чем обычно. Даже поговорка была такая: «Каков второй Спас, такова и зима».

В этот день люди несли в храмы выращенные плоды, в основном, яблоки. Обычай освящения первых плодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что все в мире от Бога. Принесение в храм для освящения первых плодов для православных означает получение благословения на всю свою деятельность. То есть фактически освящаются не продукты, а труд людей.

В настоящее время традиция освящения плодов сохранилась, но практически все, кто принес в церковь плоды, после окропления их святой водой, уносят продукты домой. А в дореволюционной России православные не только оставляли в качестве жертвы все освященное, но после посещения храма хозяйки угощали всех желающих пирогами из пресного теста с яблочной начинкой. Часто яблочная начинка соседствовала с начинкой из ягод и грибов. Для нищих и бедных в этот день был настоящий праздник живота.

Считалось, что чем больше нищих ты накормишь в Яблочный Спас, тем больше Бог будет тебе благоволить. Вот об этой благочестивой традиции наших предков современникам не нужно забывать.