«По делу о ликвидации мусорного полигона вблизи аэропорта Толмачево назначено проведение экспертизы. Орнитологической. Подобного исследования новосибирские суды еще не назначали», — говорит представитель Управления судебного департамента в Новосибирской области Марианна Глушкова.
Определением Коченевского районного суда по гражданскому делу по иску Новосибирского транспортного прокурора к департаменту имущества и земельных отношений и ООО «Водолей» о ликвидации полигона твердых коммунальных отходов и восстановлении первоначального состояния земельного участка назначена комплексная орнитологическая, экологическая экспертиза, проведение которой поручено АНО «Центр экологических экспертиз» в Москве.
«Основанием для обращения в суд послужило то, что на земельном участке в пределах 15-киллометровой зоны от Толмачево располагается полигон твердых коммунальных отходов, включая пищевые продукты, которые располагаются свободно, под открытым небом, их обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение не производится», — добавили в райсуде.
По мнению прокурора, незаконное размещение ООО «Водолей» полигона твердых коммунальных отходов привело к большому скоплению птиц, что создает угрозу безопасности полетов.
Ранее представители Новосибирской транспортной прокуратуры и специалисты орнитологической и экологической служб аэропорта Толмачево обследовали территории вблизи воздушной гавани и обнаружили потенциальную угрозу безопасности полетов.
«На момент проверки в пределах указанного объекта находилось не менее 200 особей птиц, создающих угрозу безопасности воздушного движения», — сообщает транспортная прокуратура.
Незаконная свалка принадлежит ООО «Водолей», от руководства которого потребовали немедленно очистить территорию. Директор компании уже был привлечен к ответственности с назначением штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Столкновения самолетов с птицами происходят достаточно часто. Иногда столкновения с пернатыми приводят и к трагическим последствиям. Так, в марте 2006 года, армянский грузовой самолет, выполнявший полет в город Шарджа, столкнулся со стаей пернатых, после чего рухнул на землю на территории Ирана.
«Проблема орнитологического обеспечения безопасности полетов приобрела ощутимую остроту еще 50 лет тому назад в связи с резким увеличением интенсивности воздушного движения. Дело дошло до того, что в штате авиаподразделений и аэродромных служб появилась должность инженера-орнитолога», — говорит известный новосибирский орнитолог Алексей Яновский, которому довелось поработать в этой должности в середине 80-х годов.
«В районе Новосибирска наиболее вероятны столкновения с грачами, коршунами, серебристыми и озерными чайками, стаями скворцов», — говорит Алексей Яновский.
В силу ряда причин в черте больших городов и в их окрестностях, где и находятся аэропорты, птиц становится, год от года больше. Речь идет не только о городских птицах — голубях и воробьях, но и о видах, с недавних пор образующих здесь скопления, таких как стрижи, свиристели, грачи, чайки, дикие утки и коршуны.
Орнитологи настаивают на ликвидацию городских свалок в окрестностях Толмачево, среди которых особое значение в последние годы приобрели пруды-отстойники жидких отходов Криводановского свинокомплекса.
В среднем по миру происходит примерно 1 столкновение на 1000 вылетов. В Толмачево эта цифра никогда не была выше 0,3. Наиболее опасны крупные птицы. Небольшие, такие как стрижи и ласточки из-за своей небольшой массы особой угрозы для воздушных судов не представляют. Столкновения происходят оттого, что в живой природе птицам неизвестны столь высокие скорости, как у самолетов. Поэтому птицы оценивают не скорость, а расстояние. Но самолет летит быстрее, чем считают птицы. Порядка 90% столкновений происходит до высоты 50-100 метров.