Стоит ли жалеть детей-зайцев, которых высадил кондуктор?

Каждую зиму случаются инциденты с высаживанием детей-школьников в мороз из-за отсутствия денег или проездного. Фото Павла Мирошникова
Кондукторы высаживают школьников-безбилетников на мороз, в то время, как вполне состоятельные люди выкладывают в соцсетях и на многочисленных форумах памятки, как бесплатно проехать в общественном транспорте. Стоит ли сочувствовать тем, кто не платит за проезд?

«Когда плачутся про ужасы СССР, никто что-то не вспоминает, что тогда ездить зайцем было стыдно. Контролеры – контролерами, но было даже среди детей говорить об этом неприлично», – рассказывает контролер-пользователь Pikabu под ником Susami, который столкнулся с хамским поведением подростков в автобусе. На требование оплатить проезд молодые люди продемонстрировали средний палец. «Милый молодой человек и его сотоварищи заодно объяснили мне, что я стерва, потому что у меня нет мужчины, так как им не понравилось, что я не считаю безбилетный прыжок в автобус достойным уважения», – продолжает рассказ пикабушница.

Однако общественность грудью встает на защиту выпровоженных из автобуса за неуплату безбилетников. Конечно, в большинстве случаев школьники и впрямь забывали дома проездной или невнимательные родители забывали пополнить карту своего чада. Но как правило, такая оплошность касается учеников начальных и средних классов. Подростки – старшеклассники и студенты порой нарочно не платят за проезд в транспорте.

«То, что творится сегодня в РФ в вопросе «защиты прав детей», – полный беспредел, только не в вопросе нарушения прав детей, а в вопросе защиты прав взрослых, – возмущаются новосибирцы в Сети.

– Вообще детям достаточно поорать, что их обижают, и все должны пасть лицом ниц, а прокурорские должны быстро подбежать и спросить, что сделать с обидчиком».

Как такового установленного законом перечня правил поведения в общественном транспорте для школьников нет. Поведение всех пассажиров устанавливают «Правила проезда в общественном транспорте» и правила дорожного движения. По закону, ребенок до шести лет не имеет права на мелкие бытовые сделки, к коим относится и проезд в общественном транспорте. Старше шести – имеет, но при условии, что должен понимать, куда он сел и где выходить, а также способен самостоятельно оплатить проезд.

«На моей памяти двоих акселератов за шкирку выбросили из троллейбуса за плохое поведение и отказ заплатить. Но это скорее исключение. В большинстве своем люди молчат, потупив глазки, – пишет пользователь Picabu mamahoma, – конечно, будучи студентами, тоже ездили зайцами, когда жили на одну стипендию. Но тогда банально не на что было покушать».

Далеко не все нынешние «зайцы» выбирают между проездным билетом и макаронами с котлетой на обед. Большинство – вполне себе прилично одетые школьники с последними моделями айфонов. Но даже таких тинейджеров некоторые кондукторы жалеют и не выгоняют. «Я думаю, не стоит судить их, они же дети, может, у них нет денег на еду, или копят на подарок маме», – считает кондуктор трамвая №2. По этому маршруту часто путешествуют «зайцами» школьники, которым неохота в мороз идти пешком несколько остановок до дома. Женщина закрывает глаза на отсутствие у них билета. Правда, скоро трамваи левобережья собираются оснастить автоматическими турникетами, и сократится штат кондукторов. И тогда у школьников исчезнет возможность давить на жалость.

Статистически гораздо чаще такое поведение является попыткой сэкономить и потратить деньги иным образом. Но существуют и люди, для которых бесплатный проезд становится своего рода игрой, что более характерно для подростков. «Человек со сформированной гражданcкой позицией испытывает чувство вины или стыда в случае, если вынужден ехать бесплатно, такое же чувство испытывают дети, которые ушли слишком далеко, замерзли и вынуждены ехать на транспорте бесплатно. Большинство кондукторов определяет зайцев по неволе, в таком случае кондуктор может повести себя гуманно, иногда в случае бесплатного проезда ребенка за него могут заплатить другие пассажиры. Если ребенка все же высадят, то он может поехать на следующем транспорте. В любом случае бесплатный проезд – это сигнал для родителей», – считает  считает председатель правления НП «ВолонтерСиб» Игорь Лях.

Растет число тех, кто считает безбилетный проезд делом обычным, не противозаконным. Фото Виктора Боровских

Кондуктор автобуса №8 считает иначе – дети куда более сознательны, нежели их родители: «Чаще проехать «зайцами» пытаются не дети, а взрослые, причем, хорошо одетые.

Видимо, с детства такое, привыкли, что вокруг халява и ни за что не надо платить. А будто мы благотворительная организация!»

«Сознательные зайцы» – люди, которые не платят по принципиальным соображениям, считая, что все в стране плохо и цена за проезд в общественном транспорте сильно завышена, что на них наживаются проклятые собственники автобусов и кондукторы», – говорит доктор наук по культурологии, психолог и директор психологического центра Андрей Зберовский.

Целый свод правил, как проехать в общественном транспорте зайцем, придумывают в Сети. Не дети, а взрослые состоявшиеся люди, которые по разным причинам и соображениям не желают платить за проезд. «Включайте свои актерские способности, желательно сесть на место и думать о глубоком или рыться в гаджете. В общем всячески подавать всем своим видом, что вы уже заплатили за проезд. Работает, если кондуктор вас не заметил, когда вы входили. Еще вариант – купить один билет и положить его в карман. При поездке на транспорте всячески крутить его на видном месте, если кондуктор увидит билет, к вам, скорее всего, даже не подойдет», – делится хитростями безбилетного проезда студентка Виктория Д.

Любители халявы нарочно не платят за проезд в транспорте. Фото Михаила Пермина

«Неоплата проезда – это абсолютно оправданная мера, так как цены на проезд зачастую неадекватны и могут расти непредсказуемо, – считает другой любитель халявы Максим К. – Прежде всего, вам понадобится актерское мастерство и умение сливаться с толпой. Не ройтесь в сумках – попадете тут же в поле зрения. Старайтесь пройти подальше в конец салона, насколько возможно. Шансы существенно возрастают, когда транспорт немного заполнен и когда заходит большое количество людей».

Такое поведение укладывается в общую картину роста терпимости населения России к противоправному поведению. По данным экспертов проекта Всемирного исследования ценностей (WSV), за последние 30 лет россияне стали значительно лояльнее к «персональным» нарушениям закона по материальным мотивам — безбилетному проезду в общественном транспорте и противоправному получению государственных пособий. Так, в 1990 году безбилетный проезд возмущал 52% участников опроса, в 2017 году этот показатель сократился до 24%. А виноват в итоге остается кондуктор, который просто делает свою работу.