Ученый НГУ Борис Клейман выяснил, что многие библейские сюжеты были заимствованы из древнего египетского, месопотамского, античного, а также героического эпоса сибирских народов (якуты, буряты, монголы, тувинцы, алтайцы). К таким выводам он пришел, проведя семиотический анализ библейских текстов, сообщает пресс-служба НГУ.
По мнению исследователя, в иудейских текстах есть очень много «темных» мест, которые невозможно расшифровать без обращения к мифологии более древних эпох. Но до сих пор этим никто не занимался. Например, знаменитый сюжет Пятикнижия – лестница Иакова. Пророку снится сон, в котором он взбирается по лестнице вверх. Как узнать, что эта лестница символизирует?
— Здесь мы видим созвучность с историей про быстрорастущий боб или орла, с помощью которых герой русских сказок поднимается в небо, — рассказал Борис Клейман.— То есть неважен механизм подъема – лестница ли это, боб. Важно, что это не что иное, как связь с верхним миром.
Тоже самое можно сказать про свойства «Яги» - знаменитого персонажа русских сказок. В мифологии это женский родоплеменной предок периода матриархата. В русских сказках она слепа («чует» только «дух»), не способна в погоне за детьми преодолеть водную стихию (полотенце превращается в реку), обладает ярко выраженными материнскими признаками (хозяйка лесных животных). Все эти сюжеты нашли свое отражение в священном писании.
— В Пятикнижии фараон не способен преодолеть в погоне водную стихию, полуслепа Лея - первая жена Иакова, брат-близнец которого Эсав рыж, а дядя-тесть имеет имя Лаван, что значит «белый» - цветовые признаки хтоноса (нижнего мира), - поясняет ученый.
Примечательно, что сибирский фольклор сохранил эти же качества в своих до сих пор живых сказаниях в образах «абаасов» или «духов» верхнего и нижнего миров. Женское начало некоторых из них проявляется в доминировании над лесными (как у долган) или морскими (как у алеутов) животными, помощницами беременным женщинам и скотоводам. Филолог надеется, что возникающие параллели помогут глубже раскрыть смысл Торы и других библейских священнописаний, а также позволят выявить яркость, самобытность и неповторимую оригинальность эпических сказаний народов Сибири и их связь с мировым фольклором.
Борис Маркович Клейман – член союза писателей Израиля. Закончил филологический факультет Челябинского педагогического университета, историческое отделение Института стран Азии и Африки при МГУ по специальности история стран Ближнего Востока. Работал в Израиле на «русском» канале 9-м канале ТВ, участвовал в археологических раскопках в пустыне Арад (древний Ханаан), преподает в НГУ, университете имени Бен-Гуриона в Бэер-Шэва (Израиль), Колледже торговли в Национальном университете Чжэнчжи (Тайбэй, Китайская Республика).