«Парадиза» не было в Новосибирске два года, и вот он вернулся – 21 ноября в Камерном зале филармонии были вручены увенчанные райским яблоком успеха традиционные бронзовые статуэтки и дипломы лауреатов.
- Все говорит о том, что Новосибирск имеет полное право претендовать на звание третьей театральной столицы. У меня сложилось ощущение большого театрального города, серьезного и разнообразного театрального процесса. Здесь масса интересных спектаклей и режиссеров, огромное количество замечательных артистов в больших и маленьких ролях, - заявил в интервью председатель жюри драматического театра конкурса «Парадиз-2016» Александр Вислов, театральный критик, председатель экспертного совета премии «Золотая маска-2015».
Критик Александр Вислов считает пьесу «Три сестры» в постановке Тимофея Кулябина «событием мирового масштаба». Фото Никиты Давыденко
Список победителей конкурса-премии «Парадиз-2016»
Драматический театр:
- «Лучший спектакль» – «Три сестры», режиссер Тимофей Кулябин, театр «Красный факел»;
- «Лучшая работа режиссера» – Сергей Афанасьев, спектакль «Ревизор»;
- «Лучшая сценография» – Олег Головко, спектакль «Три сестры», театр «Красный факел»;
- «Лучшая женская роль» – Дарья Емельянова за роль Маши в спектакле «Три сестры», театр «Красный факел»;
- «Лучшая мужская роль» – Андрей Яковлев за роль Городничего в спектакле «Ревизор», НГДТ;
- «Лучшая женская роль второго плана» – Клавдия Качусова за роль Наташи, спектакль «Три сестры», театр «Красный факел»;
- «Лучшая мужская роль второго плана» – Андрей Черных за роль Чебутыкина в спектакле «Три сестры», театр «Красный факел»;
- «Дебют» – Андрей Мишустин за роль Прохорова в спектакле «Феномены», театр-студия «Первый театр».
Сергей Афанасьев получил награду как лучший режиссер. Фото Никиты Давыденко
Специальные призы жюри конкурса:
- «Лучший актерский дуэт» – Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин в спектакле «Сиротливый Запад», театр «Старый дом»;
- «За работу композитора» – Андрей Кротов за спектакль «Подщипа» в театре «На левом берегу»;
- «За яркий и дерзкий сезон» – театру «Старый дом» за спектакли сезона 2015/2016;
- «Специальный приз секции критики Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России» - заслуженному деятелю искусств России Сергей Афанасьев за острое воплощение реалий нашей жизни в спектакле «Ревизор» .
Музыкальный театр:
- «Лучший спектакль» – опера «Аида», НОВАТ;
- «Лучшая женская роль» – Ольга Колобова за роль Турандот в опере «Турандот», НОВАТ;
- «Лучшая мужская роль» – Роман Ромашов за роль Тассило Эрдеди в спектакле «Марица», Новосибирский театр музыкальной комедии.
Специальный приз жюри за роли в балетных премьерах сезона – Анна Одинцова, НОВАТ.
Премия «За выдающийся вклад в театральное искусство Новосибирска» вручена заслуженному артисту РФ Григорию Шустеру, театр «Красный факел».
Актер Андрей Яковлев получил приз за роль Городничего в спектакле «Ревизор» Фото с сайта ngdt.su
Новосибирск соскучился по «Парадизу» (его не было два года) – профессиональному театральному конкурсу, отмечающему высшие достижения сезона. Конкурс, возникший в нашем городе на восемь лет раньше «Золотой маски», называли старшим братом Национальной театральной премии и гордились его наградами.
– Судить было сложно, – констатировал в свою очередь председатель жюри драматического театра, столичный критик Александр Вислов. – С одной стороны, много хороших работ, с другой стороны – жесткие рамки номинаций, заданных организаторами конкурса. Это всегда происходит и на «Маске», и здесь, когда жюри вынуждено, преодолевая эти рамки и протокол, постараться предельно высказаться. На этот раз мы нашли выход, изменив номинацию «Специальный приз жюри» на конкретную, более подходящую данной ситуации.
Приз «Лучшая женская роль второго плана» – у актрисы театра «Красный факел» Клавдии Качусовой. Фото Никиты Давыденко
Комментарий
По просьбе корреспондента VN.ru, гость также поделился своим мнением о прошедшем театральном сезоне в драматических театрах нашего города.
Александр Вислов, театральный критик, редактор журнала «Вопросы театра», преподаватель ГИТИС:
– Безусловно, для меня событием не российского, а мирового масштаба является прочтение пьесы Чехова «Три сестры» в «Красном факеле». Это штучное удивительное событие в жизни великой пьесы, знавшей великие постановки. Тимофей Кулябин и «Красный факел» сказали действительно новое слово в прочтении классики. Этот спектакль вырывается из общего прекрасного контекста, в котором есть очень хорошие спектакли и в театре Афанасьева, и в «Старом доме», и в «Первом театре», и в театре «Глобус», к сожалению, на этот раз не участвующем в конкурсе.
Хотя я вижу проблему: в Новосибирске нет свободной площадки (какие есть, допустим, в Красноярске, Казани), где бы молодые режиссеры и актеры могли бы экспериментировать, осуществлять свои новые безумные идеи. Поэтому молодые таланты уезжают из Новосибирска – им по большому счету негде реализовывать творческие амбиции.
Также все мы понимаем, что Новосибирск, известный «Ново-Сибирским транзитом», сегодня заслужил и большого международного театрального фестиваля – типа омской «Академии», красноярского форума.
Фестиваль-конкурс, проводимый Новосибирским Союзом театральных деятелей на этот раз при поддержке мэрии, рассматривал спектакли по трем направлениям – «Драматический театр», «Музыкальный театр» и «Театр для детей». При всей бесспорности того, что прошедший театральный сезон был насыщенным и довольно щедрым на яркие премьеры, всем трем командам жюри по этим направлениям, чтобы быть предельно объективными, пришлось даже сломать некоторые организационные шаблоны.
Так, к примеру, при выборе лучшего детского спектакля (а это были и драматические спектакли, и кукольные постановки, и мюзикл, и даже балет), по признанию критиков, они увидели «много симпатичных спектаклей, но не нашли среди них такого, в котором на равных сочеталась бы режиссура, художественное и музыкальное оформление, исполнение и работа с литературной основой». То есть, не выявили бесспорного лидера. Поэтому номинация «Лучший спектакль» была преобразована в две специальные премии жюри – за воплощение авторского мира в спектакле «Сны Каштанки» (Театральная компания «Гамма») и за создание игровой поэтической атмосферы в спектакле «Сказка о царе Салтане» (НГДТ). Непросто было выявить лидера и среди музыкальных спектаклей, где состязалось десять премьер такого тяжеловеса, как театр оперы и балета (НОВАТ), и два спектакля театра музыкальной комедии.