Ролик про остов сибирского «Титаника» появился в ТГ-канале «Команда Сергея Бондаренко». В кадре депутат горсовета стоит на сооружении из старых бревен с гвоздем в руках. Рядом – пара резиновых сапог. Судя по картинке, резиновая обувь не понадобилась. Из-за низкого уровня воды в реке деревянное сооружение оказалось на суше. Как предполагает депутат Бондаренко, в районе Затона обнаружен остов легендарного парохода «Совнарком».
Пароход одной из крупнейших судоходных компаний Сибири «Братья Мельниковы» был переименован в «Совнархоз» после революции. После первого же рейса под новым именем судно переименовали в сибирский «Титаник». Это имя стало посмертным. 101 год назад в ночь с 9 на 10 мая двухпалубный пароход американского типа «Совнарком» затонул в 200 метрах от правого берега реки Оби, ударившись о четвертую опору железнодорожного моста.
«Было всего одно препятствие у него на пути – железнодорожный мост. Какой-то умник привязал фонарь не на опору моста, а на центр арки. Начали обходить его и наткнулись в правую опору, – рассказал Сергей Бондаренко стоя на левом берегу Оби. – Верхняя палуба была снесена и ушла за Красноярский мост, а здесь осталась нижняя палуба». По словам депутата, остатки палубы мешали судоходству, в 60-х годах их перенесли в береговую зону.
Как заявляет Сергей Бондаренко, сейчас, когда уровень воды в реке упал, неленивые туристы могут осмотреть то, что осталось от сибирского «Титаника» и даже найти гвозди, которым был скреплен корабль английского производства. Никаких опознавательных знаков на сооружении, которое больше напоминает железную дороги из дерева, не найдено. Сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев и вовсе подверг сомнению версию об остове «Совнархоза». По его мнению, это всего лишь бревнотаска.
Механизированное устройство для вытаскивания бревен из воды, так называемая бревнотаска, использовалось для транспортировки древесины по реке. Именно такой конвейер из дерева и обнаружили в районе Затона, считает Константин Голодяев. «Это остатки корабля Арго, на котором Македонский ходил за Золотым руно», – иронически комментирует сотрудник музея версию о судоходном происхождении старых бревен.
Как рассказал VN.ru Сергей Бондаренко, история затонувшего корабля хорошо знакома жителям Затона. Они регулярно находят его следы в сезон низкой воды. «Эти останки перепутать невозможно. Говорят еще, что это следы старого древесного комбината, но тогда там бревна должны остаться, и они там есть, но чуть подальше, – утверждает депутат.– Я не собираюсь ничего никому доказывать, это моя точка зрения. Повода нет в ней сомневаться. Новосибирск не так богат легендами, которые надо знать, сохранять, а иногда даже создавать».
По словам депутата Бондаренко, просветительскую работу по сохранению памяти о выдающихся людях и истории Новосибирска его команда ведет уже несколько лет в рамках программы «Белый тополь». Напомним, главные артефакты из истории сибирского «Титаника» хранятся в краеведческом музее и в музее Новосибирского речного училища. Все, что осталось от злосчастного парохода, показывали на выставке 2021 года, посвященной 100-летию катастрофы на Оби.