Новосибирск и французы из рода Жандр: тайна смерти и где сейчас потомки

О дальнейшей судьбе Владимира Жандра информация туманная
Жандр принадлежал к дворянскому роду, давшему России немало известных личностей. Так, Андрей Жандр дружил с Александром Грибоедовым. Он был директором департамента в морском министерстве, позже стал сенатором. Переводил с французского комедии, одну из них перевел вместе с Грибоедовым. По его стопам пошел племянник Николай Павлович –  морской офицер, он тоже успешно занимался художественными переводами, в частности перевел «Дон Жуана» Байрона. Еще один из Жандров – Александр – участвовал в Крымской войне, защищал Севастополь, дослужился до звания вице-адмирала и сенатора.

Один из основателей нашего города Владимир Константинович Жандр появился на свет 25 апреля 1863 года в Виленской губернии, большая часть которой ныне относится к Республике Беларусь (меньшая часть вместе с Вильнюсом отошла к Литве).

Потомок этого дворянского рода Владимир Жандр окончил в 1882 году Николаевское инженерное училище, знаменитое, кроме всего прочего, тем, что располагалось оно в Михайловском замке, где был убит заговорщиками император Павел Первый. Инициатором создания этого училища стал будущий царь Николай Первый, поэтому после его смерти в 1855 году училище и назвали Николаевским. После окончания училища Жандр продолжил образование в инженерной академии.

Это был отлично подготовленный специалист, грамотный, упорный и отнюдь не маменькин сыночек. Он служил в инженерных войсках в звании штабс-капитана, когда получил приглашение из управления Сибирской железной дороги поработать в качестве инженера-путейца на сооружении Транссиба. Жандр вышел в запас и 15 августа 1893 года, в возрасте 30 лет, был назначен начальником дистанции первого разряда Средне-Сибирской железной дороги. А начиналась эта дистанция на правом берегу Оби - ровнехонько там, где реку должен был пересечь железнодорожный мост.

Село Кривощеково 1896 – 1898 г.г.

Журнал «Нива» так описывал эти места: «Еще большее удивление заслуживает правый берег Оби. До 1893 года на этом берегу, против села Кривощековского, ниже впадения маленькой речки Каменки в Обь, по берегу расположено было 26 избенок, окруженных со всех сторон непроходимым бором. Но с весны 1893 г. местность быстро изменилась: наехали строители железной дороги, а с ними множество разных предпринимателей, и на месте непроходимого бора стали вырастать всевозможные жилые помещения. Первые пришельцы начали строиться по правому, крутому берегу реки Каменки, так как этот берег, благодаря своей крутизне, представлял весьма удобное место для землянок и бараков. Само собой разумеется, что между этими жилыми помещениями, расположенными в самом хаотическом беспорядке, много было (да и теперь еще есть) таких, что невольно поражаешься выносливости русского человека, способного жить в помещении, в которое добрый хозяин постесняется и скотину запереть. Находившиеся до 1893 года на правом берегу 26 избенок при самом начале постройки железной дороги были перенесены с берега в бор, а на месте их уже в 1894 году была устроена пароходная пристань и проложен рельсовый путь. К этому времени, то есть к лету 1894 года, правый берег реки совершенно преобразился: бор постепенно исчез, а на его месте росли не землянки, а вполне приличные дома…»

Вид на железнодорожный мост и село Кривощеково на левом берегу р. Оби. Фото 1897-1899 г.г

Образовалось два поселка – мостостроителей в устье Каменки, где начальником был главный инженер Григорий Будагов (примерно там, где ныне расположена площадь его имени), и поселок железнодорожников возле станции Обь, где главным стал Владимир Жандр. В первом поселке главную улицу назвали Будаговской, а во втором поселке главную улицу назвали Владимировской – возможно, по имени инженера Жандра, ибо фамилия его благозвучием не отличалась, а молодой возраст и характер позволяли звать его без лишних церемоний. И если Будаговскую улицу коммунисты быстренько переименовали в Большевистскую, то Владимировскую не тронули. Это имя у ленинцев не вызывало отторжения. Со временем два жилых массива устремились навстречу друг другу и слились в один большой посёлок, названный первоначально Александровским (в честь императора Александра Третьего), а затем Новониколаевским (в честь Николая Второго).

В круг обязанностей начальника дистанции Владимира Жандра попало все, что было связано с движением по железной дороге и обустройством железнодорожных кадров. Первым делом Жандр взялся за строительство пристани, ибо именно на пароходах и баржах по Оби прибывало большое количество строительных материалов и оборудования. Затем от пристани под его руководством соорудили железнодорожную ветку, чтобы доставлять грузы к станции Обь. При станции возвели первое промышленное каменное здание нашего города – депо на шесть паровозов, а также мастерские, в которых трудились 450 человек. Соорудили водонапорную башню, а неподалеку — водоподъемное здание. Зимой для отправки грузов и подвижного состава с левого берега на правый укладывали на лед рельсы и по ним паровозы тянули вагоны с грузами.

Самая первая школа 

Владимир Константинович понимал, что люди обосновались на берегах Оби навсегда и нужно обустраивать их быт. Для служащих дороги под его присмотром построили 12 жилых усадеб, больницу на десять коек с приемным покоем, врачебно-питательный пункт для переселенцев. На улице Движенцев возникли первые дома станционного поселка, впоследствии выросшего в Вокзальную часть Ново-Николаевска.

В поселке железнодорожников при станции Обь по инициативе Владимира Жандра открыли первую школу. Это случилось 12 января 1896 года. Она стала первым трехклассным железнодорожным училищем во всей Сибири (тогда школы часто называли училищами). Поначалу в школе обучалось 50 детей, а к 1907 году — уже 500. Работали 14 преподавателей.

Улица Владимировская до 1917 года считалась самой престижной в Ново-Николаевске

О дальнейшей судьбе Владимира Жандра информация туманная: то ли он вернулся на родину, то ли погиб у нас в лихие годы, то ли уехал во Францию. В Россию этот талантливый род занесли ветры Великой французской революции 1789 года, и вполне возможно, что после Октябрьской революции обрусевшие Жандры отправились назад — в Париж.

Краевед Павел Романов подробно изучил жизнь и деятельность Жандра. Он обозначил два вектора дальнейшего развития исследования – поиск потомков и могилы инженера. Есть версия, что инженер скончался в Варшаве, во время Первой мировой войны, а его сын Георгий Владимирович эмигрировал во Францию в годы Гражданской войны. Также выяснилось, что Георгий Владимирович читал курс русской литературы в Сорбонне и жил в Париже, где у него родился сын Георгий Георгиевич. На этом информация о судьбе рода не заканчивается.

Павел Романов провёл полный анализ информации о судьбе рода, связался с исследователями из Варшавы, а также изучил сведения всех социальных сетей, в которых могли бы зарегистрироваться потомки основателя Новосибирска. И эта работа принесла успех.

В социальной сети появилась информация о Парижской галерее G№1, генеральным директором которой является правнук Владимира Константиновича Жандра – Карел де Жандр. Было составлено информационное письмо всем представителям рода Жандров по Парижской линии с просьбой: опровергнуть или подтвердить данную гипотезу. В результате, потомки Жандра, весьма заинтересованные в исследованиях, касающихся истории их рода, вышли на связь, подтвердив гипотезу исследователя о том, что они являются потомками одного из основателей Новосибирска. 

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент