Задача исследования – смоделировать, как раскаленная магма находит выходы в земной коре. Только вместо лавы Влада использует расплавленный парафин. Внутри вулкана возникают пустые пространства, которые и заполняет река с температурой в тысячу градусов.
– Во время извержения на поверхность вытекают потоки лавы, должна быть жидкая лава, не сильно большой угол наклона, верхняя часть потока застывает, внутренняя часть продолжает двигаться, прорывает застывшую корочку, и внутри образуется полость, – рассказывает ученица СУНЦ НГУ Влада Шевченко.
Все это школьница видела своими глазами – во время экспедиции на Камчатку. В клубе юных геологов она уже несколько лет. Говорит, сказались гены прадеда, который работал геологом. Каникулы у нее всегда необычные, как и у других ребят, которые вместе с Владой занимаются научными изысканиями.
– У нас очень большое детско-юношеское геологическое движение, мы ездим друг к другу в гости. Весь Урал проехали, кроме этого Киргизия, Казахстан, Грузия, Армения. Такой большой спектр постсоветского пространства. Дружеские связи везде остались, и все рады ребятишкам. В этом году у нас одна из дальних поездок – это Приморье и Южный Сахалин, – отметила руководитель клуба юных геологов Ирина Негода.
Влада считает – ее исследования имеют практическое значение. Можно, например, определить безопасные места, куда точно не попадет лава, зато будет очень красивый вид – для туристов. Но интересуют ее не только земные вопросы.
– Самая глобальная актуальность заключается в том, что на других планетах – на Марсе, на Луне – были обнаружены такие же образования, и существует возможность их использования для научных станций, размещения космических миссий. Важна их морфология, и есть возможность изучать морфологию лавовых пещер на Земле, – отметила ученица СУНЦ НГУ Влада Шевченко.
А пока Влада сдала выпускные экзамены в девятом классе и вошла в сборную России для участия в крупнейших международных соревнованиях. Один конкурс – Regeneron ISEF 2021 – уже выиграла. ISEF также называют «Малой Нобелевской премией», поскольку более 20 будущих нобелевских лауреатов становились призерами конкурса будучи школьниками.