История субботников в Новосибирске: первый - еще до революции

Субботник Кабинетская-Воронцовская, 2-е двуклассное мужское училище в д. Ларина. Фото предоставлено автором
Весенние субботники всегда воспринимались праздниками: на улице играла бодрая музыка, вокруг люди с граблями, машины вывозят мусор, после работы накрывались столы. Традиции добровольно-принудительной уборки города возникли в Ново-Николаевске до эпохи СССР, еще при царе, и остаются актуальны до наших дней. А самые страшные субботники приходятся на эпоху Гражданской войны – тогда с улиц убирали трупы умерших от тифа горожан.

Потрудиться на благо города ново-николаевцев впервые официально «принудили» 110 лет назад – в 1909 году, после разрушительного пожара. Тогда Городская Дума издала обязательное постановление о древонасаждении на улицах города, которое являлось, прежде всего, противопожарной мерой. Им предписывалось  и  укрепление оврагов,  и водопровод, и электрическое освещение, и замощение улиц города. Но это все были дела специальной комиссии по благоустройству. А, кроме того, была постановлена работа и с домохозяевами.

Субботники царизма

Вдоль улиц «к посадке деревьев привлечь взрослое население, а также ввести праздники древонасаждения для детей». Определялись и породы деревьев: береза, душистый тополь, акация, липа, клен, вяз, ясень. Для разных улиц регламентировался свой порядок посадок: расстояние между домами, мостовой, деревьями. Для выяснения, как производить посадку, должно было произвести образцовую посадку деревьев против здания Управы (это там, где сейчас кинотеатр «Победа»).

И домов тех уже нет, а вот пни тех первых зеленых насаждений еще стоят. Они уже сами по себе памятники. Тогда же Гордума приступила к созданию бульвара по Николаевскому проспекту, который сохранился и ныне. По его разметке тоже шли бурные дебаты — «Автор проекта инженер-строитель С.Ф. Дунич-Марцинкевич указал, что ширина мостовой в семь сажен вполне достаточна, на ней поместятся две колеи трамвая, по 11/2 сажени шириной каждая, и останется проезд для экипажей, которые обыкновенно движутся в одном определенном направлении».

Коммунистические субботники

Традиция субботников была активно продолжена и после революции. Первый коммунистический субботник в Ново-Николаевске состоялся 19 января 1920 года по инициативе руководителей городской автобазы. За три с половиной часа 400 человек разгрузили 93 вагона с артиллерийским и инженерным имуществом и отгрузили 6000 пудов хлеба в Центральную Россию. В первомайском субботнике в 1920 году участвовали уже 15 000 рабочих и красноармейцев.

Субботник на пляже

Конечно, под это была подведена и идеологическая база. Газета «Дело революции» в июне 1920 года писала: «Субботник - не развлечение, а большая и ответственная партийная работа, участие в которой обязательно для всех коммунистов и кандидатов. В часы субботника не может быть «более важной работы» — это отговорка. В часы субботника все должны быть на субботнике».

Далее субботники становятся традиционным мероприятиями. Как  по очистке улиц, дворов и площадей, так и на строительстве общественных зданий, например, Дома Ленина, при закладке Первомайского сквера, Новосибирского метрополитена перед его сдачей.

Битва за чистоту

Субботники вплотную соприкасаются с работой санитарных служб. А здесь дело было очень плохо — водопровода, канализации не было, воду брали из загрязненных рек Оби и Каменки. Газета «Обь» в 1907 году писала: «На Енисейской улице громадное зловонное болото, свиньи в нем с удовольствием купаются». Небольшое природное озерцо около Федоровских бань на нынешней площади Кондратюка называли даже Срединавозным.

Древонасаждение перед Доходным домом, 1930 год

Эпидемии холеры обрушивались на перенаселенный город год за годом. В 1904 году в городе открылся заразный барак на 20 коек и с одним фельдшером. Сильная эпидемия холеры и брюшного тифа в 1909 году парализовала жизнь города, сократилась торговля, что задело интересы местных купцов, поэтому городская управа решила организовать при самой управе санитарное отделение в составе врача, фельдшера и дезинфектора, которым было поручено проводить санитарный надзор в городе и ведать дезинфекцией. До этого функции санитарного надзора выполняла полиция.

В 1910-х годах созданы первые «отхожие места»: санитарный обоз, ассенизаторский отвал, кладбище животных. Они были организованы в двух километрах от города. Выгребные бочки вывозили и опорожняли по восточной стороне дороги в село Каменское (проспект Дзержинского), и сейчас эти места находятся почти в центре города. Жителям Закаменской части полагалось нечистоты везти в отвалы на границе с деревней Иня. Ныне это район автомобильной эстакады на Кирова.

22 сентября 1915 Ново-Николаевская Городская Управа извещает горожан, что «в связи с тем, что город признан угрожающим по холере, создается ассенизационный обоз с достаточным количеством лошадей и бочек» и предлагает жителям немедленно озаботиться очисткой дворов и клозетов. Плата за очистку и вывоз бочки объемом в 40 ведер — 1 рубль (ныне около 750 руб.). Можно было вывозить отходы и самостоятельно, сваливая в ассенизационные отвалы.

В годы Первой мировой войны, с прибытием в город большого количества военных, а также военнопленных, нечистоты  стали серьезно грозить городу, обострилась эпидемиологическая угроза.

Катастрофа

В 1919 в городе разилась страшная эпидемия тифа. Он был полон беженцев. Население Ново-Николаевска достигло 100 000 человек. Когда Красная Армия вошла в город, он был полон трупами умерших людей. 30 декабря 1919 года с эпидемией чрезвычайная комиссия по тифу – Чекатиф.

Трупы захоранивались в канавах вдоль железной дороги

Она успешно справилась  с положенной задачей санитарной очистки города. Были оперативно открыты четыре постоянные больницы на 275 коек, четыре временных заразных барака на 440 коек и другие лечебные учреждения. К работам по очистке активно привлекалось все население. К весне, к таянию снегов, город был спасен, но почти 60 000 человек той зимой от тифа все-таки умерли. Больше половины населения города. Трупы захоранивались в канавах вдоль железной дороги, сжигались в двух крематориях.

Традиция крестьянской России

Если говорить с начала, то самые честные субботники мы увидим еще в крестьянской России. Хозяин, задумав поставить новый дом, месяцами скупал, готовил, складировал материалы, потом обращался к односельчанам. В субботу они все вместе дружно, за день возводили дом под крышу, а потом хозяин утраивал застолье. Так зачастую возводились дома и в Ново-Николаевске. Например, сохранились такие легенды о самостроях в оврагах речки Каменка. Начнет хозяин строительство, придет милиционер, запретит, а хозяин всем «обществом» за выходные поставит печь и легкий сруб. В понедельник милиционер возвращается, а труба уже дымит. Все, вопрос с «пропиской» решен.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент