История четвертого моста: от споров до концессии

История четвертого моста в Новосибирске началась еще в 2012 году. Фото Аркадия Уварова
Споры, эмоциональные дискуссии, расчеты специалистов, аргументы депутатов – история проекта нового, четвертого моста через Обь не была легкой. Но она стала показателем умения власти вести диалог с обществом в поиске решений и путей для стратегического развития. Только опираясь на согласие парламента области и городского совета Новосибирска, многомиллиардная концессия была заключена в Москве в декабре 2017.

Врио губернатора Андрей Травников подчеркнул, что концессия может быть расторгнута без ущерба для области, если что-либо помешает получению 26-миллиардного гранта из федерального бюджета.

Строительство «Центрального» моста – стратегический для Новосибирска проект с точки зрения развития города. Это четвертый автомобильный мост через Обь в черте города Новосибирска, исключая дамбу ГЭС.

История проекта

Формально историю четвертого моста следует отсчитывать с мая 2012 года, когда были подведены итоги открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на разработку документации на предпроектной стадии «Обоснование инвестиций» для моста через Обь в створе ул. Ипподромской.

Однако логика событий отсылает нас еще в 60-е годы прошлого века, когда проходили грандиозные по масштабу и трудозатратам работы по превращению русла Каменки в Ипподромскую магистраль – тогда был запланирован ее выход на новый мост.

Наступил 2012 год. Замысел проекта предполагал, что мост соединит Ипподромскую магистраль и улицу Станционную – две важнейшие транспортные артерии Новосибирска – создав прямой путь в стремительно развивающийся аэропорт Толмачево. Задача нового мостового перехода очевидна – ослабить транспортную нагрузку на центр города, соединить две магистрали, разделенные рекой Обь, в единое целое.

Для строительства четвертого моста через Обь в Новосибирске было учреждено акционерное общество – ОАО «Центральный мост». Схема финансирования  строительства с помощью государственно-частного партнерства была предложена ввиду отсутствия у города и региона собственных средств на реализацию этого необходимого, но дорогостоящего проекта.

С июля по декабрь 2014 года рабочая группа департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска активно рассматривала варианты. Было предложено не менее 12 вариантов Южной развязки, которые детально рассматривались специалистами: ГИБДД, ГУБО и т.д. Авторы проекта моста – специалисты АО «Институт «Стройпроект» (Санкт-Петербург). Проект выполнен так, что  пролет моста проходит над парком Городское начало, а также позволяет минимизировать объемы работ по переносу инженерных сетей.

Для строительства четвертого моста изначально было необходимо получение федерального финансирования. Фото Аркадия Уварова

«Было выработано согласованное  решение, и в начале 2015 года в мэрии было подписано изменение и дополнение в техзадание, – рассказал генеральный директор АО «Центральный мост» Евгений Кожевников в интервью VN.ru. – В соответствии с действующими нормативами – в том числе и о пропускной способности развязки. Иначе бы проект не прошел государственную экспертизу. Было исключено подключение развязки к ул. Большевистской, Фабричной и Красному проспекту. По мнению специалистов департамента мэрии, бессмысленно было подключать развязку к этим улицам по причине их перегруженного трафика в этом месте. Сам принцип, когда все дороги сводятся на перегруженный Красный проспект, – это неправильно. Впоследствии именно эта схема Южной развязки обсуждалась на градостроительном совете, инвестиционном совете (апрель 2015 года), и проект получил одобрение».

Споры 

О том, что будущий мост может стать платным, власть не скрывала и говорила прямо. Однако в ту пору это никого из местных депутатов и общественников не смущало. В июле 2013 года о работе, которая ведется по поиску инвесторов для строительства четвертого моста через Обь, сообщили областные власти. Они пояснили, что инвестор должен будет вложить миллиардные средства, построив мост «в кредит». Один из возможных способов рассчитаться с инвестором – сделать платным проезд по четвертому мосту.

Круглый стол по вопросу четвертого моста в июле 2016 собрал представителей всех ветвей власти, экспертов и общественников. Фото Ростислава Нетисова

Общественные дискуссии вокруг реализации проекта четвертого моста обострились в 2016 году. Однако региональное правительство выбрало тактику с большей открытостью взаимодействия чиновников и депутатского корпуса. В августе правительством опубликована конкурсная документация четвертого моста. После круглого стола по теме строительства четвертого моста, собравшего 14 июля депутатский корпус всех уровней, чиновников правительства Новосибирской области, специалистов и экспертов, стороны пришли к оптимальному решению.

Суть рекомендаций депутатов Законодательного собрания – в минимизации финансовых рисков, которые может понести  областной бюджет. Тогда депутаты областного парламента в подавляющем большинстве поддержали реализацию проекта строительства моста.

Сметная стоимость строительства четвертого моста, подтвержденная Главгосэкспертизой, составила более 34,273 миллиарда. Проект разработан в рамках ГЧП, включающего право заключения концессионного соглашения, срок действия которого рассчитан на 25 лет.

Напомним, что доли финансирования строительства четвертого моста через Обь распределятся следующим образом: 75% – капитальный грант из федерального бюджета, 9,6% – из бюджета Новосибирской области, еще 10% – средства концессионера. Риски бюджета города Новосибирска в данной схеме ГЧП отсутствуют.

Федеральный грант 26 млрд рублей

Летом 2017 года в ту пору действующий губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий сообщил, что регион получил право строить четвертый мост в Новосибирске на средства федерального гранта.

Стало известно, что федеральный грант может достичь 26 млрд рублей – больше половины стоимости грандиозного объекта (для сравнения, строительство третьего Бугринского моста финансировалось из бюджетов города и области – более 16 млрд рублей).

Осенью этого же года состоялся телемост между новосибирскими экспертами и представителями компании-проектировщика из Санкт-Петербурга. При разработке проекта рассматривалось несколько вариантов развязок (12 – на правом берегу, 19 – на левом – прим. ред.). Утвержденный проект – наиболее экономически и технически обоснованный. Он не требует значительного сноса зданий, переноса коммуникаций и переустройства парка «Городское начало». Об этом сообщил начальник управления проектных работ, заместитель технического директора АО «Институт «Стройпроект» Юрий Девичинский.

Во время телемоста заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Раков рассказал о планах капитального ремонта Коммунального (Октябрьского) моста: «Если не иметь дублирующего моста и поставить на капитальный ремонт Коммунальный мост, мы получим большой, грандиозный коллапс, поэтому новый мост должен стать подспорьем для того, чтоб нам переложить транспортные потоки с одной магистрали на другую», – пояснил замминистра, отметив, что речь о полном закрытии Октябрьского моста не идет.

За реализацию проекта строительства нового моста высказывались и известные архитекторы Новосибирска. «Определен порядок финансирования, появилось более-менее ясное видение и прогнозирование экономики строительства моста, – рассказал в интервью корреспонденту VN.ru профессор кафедры архитектуры Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств Валерий Филиппов. –Именно в силу этого, я считаю, что городу нельзя упускать шанс».

Начальник Западно-Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Василий Иванько во время эфира в парламентской студии «Радио54» напомнил о необходимости ремонта Октябрьского и Димитровского мостов: «Обследование Октябрьского моста проводилось примерно лет шесть назад. Результат обследования таков, что после введения в строй  Бугринского моста (в 2014 году – прим. ред.) возможно рассмотрение вопроса о полной реконструкции либо Октябрьского, либо Димитровского моста. Есть такое понятие, как «старение металла», «старение» самих конструкций».

Он напомнил, что наличие мостов – это развитие транспортных магистралей, транспортной системы в целом, развитие мегаполиса. Если их не строить – это значит не давать развиваться городу.

Новый руководитель области

6 октября 2017 Андрей Травников вступил в должность врио губернатора Новосибирской области. 24 октября в числе приоритетных задач региона он назвал строительство четвертого моста в Новосибирске.

Новый руководитель региона сформулировал свою позицию по отношению к реализации  проекта четвертого моста как вызвавшего большие споры в обществе – необходима консолидированная позиция депутатского корпуса и региональной Общественной палаты. Их позиция по вопросу строительства моста и станет определяющей при принятии решения руководителем области.

22 ноября подавляющее большинство участников круглого стола Общественной палаты Новосибирской области подержало строительство нового моста. «Отказываться на данный момент от федеральных денег – близоруко. Давайте мы придем к тому, что четвертый мост в нашем городе должен появиться», – заявил первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов.

Проект четвертого моста обсуждался в рамках круглого стола «Транспортная модель города Новосибирска: проблемы и перспективы». Фото с сайта nso.ru

 «Именно для этого моста и строились улицы Ипподромская и Станционная», – напомнил член президиума градостроительного совета Новосибирска Михаил Ельский. «Если мы упустим сейчас этот момент, я вас уверяю, еще 10 лет четвертый мост не увидим. Мы сейчас должны обсуждать строительство уже шестого моста. Это развитие нашей области! Строительство моста — это заработная плата, налоги, те социальные аспекты, о которых сегодня мы говорим», – заявил депутат Законодательного собрания Новосибирской области Майис Мамедов.

Врио губернатора Андрей Травников на встречах с журналистами акцентировал внимание на том, что при принятии решения по реализации проекта необходимо учитывать не текущую краткосрочную перспективу, а стратегический характер объекта. «Реализация проекта займет как минимум шесть-семь лет с учетом сроков начала финансирования, развития проекта за счет обустройства прилегающей инфраструктуры, с учетом появления перспективного транспортного потока при застройке микрорайонов, которые будут обеспечены за счет появления новой транспортной магистрали, – сказал Андрей Травников на встрече с журналистами в начале декабря. – Поэтому нужно оценивать проект, исходя из долгосрочной перспективы, как минимум на 7-15 лет».

Законодательное собрание никогда не выступало против строительства четвертого моста через Обь в Новосибирске, для депутатов была важна «цена концессии». Об этом на сессии парламента 30 ноября заявил спикер Заксобрания Андрей Шимкив. «Цена концессии (по итогам деятельности рабочей группы депутатов Заксобрания и правительства – прим.ред.) была снижена на 44 млрд рублей. Сейчас начинаются спекуляции – надо строить, не надо. Мы ни разу не выступали против строительства».

Согласие горсовета Новосибирска

Большинство депутатов горсовета Новосибирска, а именно в представительном органе муниципалитета 1,5-миллионного мегаполиса было много публичных критиков проекта, проголосовали за текст обращения к врио губернатора Новосибирской области, которое в целом одобряет проект строительства четвертого моста через Обь в створе улицы Ипподромской первого декабря.

Совет депутатов Новосибирска поддержал проект строительства четвертого моста. Фото Аркадия Уварова

Проект строительства мостового переход через реку Обь в створе ул. Ипподромская (четвертого моста) представил на сессии Совета депутатов глава регионального минтранса Анатолий Костылевский. Он подчеркнул, что на проект мостового перехода получено положительное заключение Главной государственной экспертизы по технической части, а также положительное заключение подтверждения сметной стоимости.

Председатель Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев заявил, что при реализации крупных, масштабных инвестиционных проектов ничего не бывает гладко, но в случае реализации этого проекта из бюджета города не будет потрачено ни рубля.

«Все средства, а это федеральный грант в размере 26 миллиардов рублей, – это средства инвестора и средства из бюджета области, – заявил председатель горсовета на брифинге СМИ. – Нет сомнений, что по платному мостовому переходу движение будет. Какая-то часть жителей Новосибирска будет пользоваться этой услугой. Но точные прогнозы, в каком именно объеме он будет использован, назвать сложно. В рамках концессионного соглашения эти параметры сейчас обсуждаются».

Однако переговоры об окончательном варианте концессионного соглашения шли буквально до последнего момента. «Мы хотели бы добиться от концессионера условий, по которым не начинаем финансирование из регионального бюджета до момента подтверждения выделения федеральных средств. Вокруг этого ведутся переговоры. Мы стараемся получить наиболее выгодные для области условия от нашего партнера», – говорил Андрей Травников. «Но еще раз повторяю: решение может быть принято только по завершении этой работы», – акцентировал внимание Андрей Травников.

Соглашение – строительство не начнется без федерального финансирования

Концессионное соглашение о строительстве четвертого моста через реку Обь в Новосибирске было подписано 6 декабря в Москве от имени Новосибирской области врио министра транспорта и дорожного хозяйства Анатолием Костылевским, от имени концессионера – глава группы «ВИС» Игорем Снегуровым. Церемония состоялась на международном форуме «Транспортная неделя – 2017» в присутствии министра транспорта России Максима Соколова и врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова.

Церемония  подписания концессионного соглашения о строительстве четвертого моста состоялась в Москве. Фото с сайта nso.ru 

Руководитель региона подчеркнул, что сложные переговоры шли до последнего дня перед подписанием соглашения: «В последний месяц велась плодотворная и активная работа с потенциальным концессионером, победителем конкурса для того, чтобы согласовать дополнительные условия соглашения. Нам это удалось сделать без ущерба для бюджета Новосибирской области».

Общая стоимость реализации проекта в ценах 2017 года составляет 40,9 млрд рублей, где 26,3 млрд — капитальный грант из федерального бюджета (в том числе из средств, собранных системой «Платон»), 3,9 млрд руб. — средства концедента, а 10,7 млрд руб. инвестирует концессионер.

В окончательной редакции документа предусмотрена возможность расторжения соглашения, если не будет получено федеральное финансирование. «В связи с тем, что за последний период пришло понимание, что вероятность выделения федерального гранта в первом квартале 2018 года не стопроцентная... Мы получили возможность отложить расходы областного бюджета на выкуп земельных участков до момента определения сроков выделения федерального гранта. Если в течение двух лет средства федерального гранта до нас не дойдут, есть возможность расторгнуть соглашение с концессионером.

Это несколько огорчает, так как мы видим, что по приоритетному проекту решение о выделении федеральных средств еще не принято. Но это создает возможность для маневра, чтобы не допустить неэффективного расходования средств, не втянуться в долгострой из-за неподтвержденного финансирования».

Справка. Центральный мост – комплексный проект, включающий в себя мостовой переход протяженностью 1,5 км и масштабные развязки, прежде всего, на левом берегу Оби. Общая протяженность мостового перехода составляет 5,1 км, расчетная скорость движения транспорта – 100 км/час. На левом берегу будет расположен пункт взимания платы. Правительственной комиссией по транспорту 30 мая 2017 года было принято решение одобрить проект мостового перехода через реку Обь в створе улицы Ипподромской в Новосибирске. Обсуждаемая стоимость проезда через мост планируется не более 100 рублей, общественный транспорт пойдет по мосту бесплатно.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент