Бердск vs Новосибирск: 300 лет соперничества

Фото Дмитрия Тростникова
Поселения русских людей на территории нынешних Бердска и Новосибирска возникли почти одновременно, в эпоху Петра Первого. Почему 300-летний Бердск стал спутником молодого Новосибирска, а не наоборот? Глянем бегло на историю этих городов.

Стартовые условия Бердска и Новосибирска в период их возникновения были примерно равными. В 1716 году русские служивые люди построили острог в очень удобном месте – там, где река Бердь впадает в Обь. Крепость соорудили в природном треугольнике: с северо-востока ее прикрывала Бердь, с северо-запада – Обь, с юга – суровый сосновый бор. Военное укрепление понадобилось для защиты русских крестьян, которые селились в то время по берегам рек. Со времени прихода в Сибирь Ермака минуло более ста лет, однако в течение всего 17-го века русские шли навстречу солнцу – к Тихому океану. А юг Западной Сибири принадлежал воинственным кочевникам. Ситуация изменилась лишь в начале 18-го века.

В эти годы уже существовало село Кривощеково возле древнего Коровьего брода напротив Чатской цитадели. Кривощеково возникло как политическая и торговая база для взаимоотношений с телеутами. Со временем телеутская знать ушла в глубь Джунгарии, их крепость захирела. По этой причине Кривощеково потеряло свое политическое и торговое значение - не с кем стало торговать и договариваться.

Фото Дмитрия Тростникова

Однако на правый берег Оби русские крестьяне переселяться не спешили. Бердский острог тоже утратил свое первоначальное военное значение: набеги степняков прекратились. Оба будущих города потихоньку крестьянствовали, добывали рыбу и зверя, искали в древних могильных курганах золото и серебро, а о большем не мечтали.

В Бердске работает Православная гимназия во имя преподобного Серафима Саровского. Фото Елены Ступиной

Неожиданно в расцвет царствования Екатерины Великой бывший острог получил исторический шанс стать столицей огромного края. В 1783 году императрица одобрила проект создания в Сибири Колыванской губернии. Она включала в себя пять уездов: Красноярский, Семипалатинский, Кузнецкий, Бийский и Колыванский. Административным центром губернии определили Бердский острог и переименовали его в город Колывань. В соответствии с новым статусом поступило указание строить здесь двухэтажные каменные здания и деревянные крепкие частные дома. В Колывань перебрались некоторые государственные службы. Народились конторы, лавки, кузницы, мельницы. Обветшалые башни и стены острога продали на дрова. Казалось бы, наступает новая жизнь – бойкая и богатая. Но, увы, даже императрицы не вечны, и после смерти Екатерины в 1796 году ее бюрократическая машина заскрипела и остановилась. В частности, отменили проект Колыванской губернии. Официальной причиной закрытия проекта назвали дороговизну и боязнь разлива Оби. Территорию пяти уездов разделили между Иркутской и Тобольской губерниями. Острог переименовали в село Бердское, а Колыванью в 1822 году назвали поселение на месте Чаусского острога.

Длина реки Бердь - более трехсот километров. Фото Дмитрия Тростникова

И вновь потекла размеренная жизнь провинциальной сельской глубинки. На протяжении почти всего 19-го века села Бердское и Кривощеково жили без сенсаций. Разве что Барнаульский тракт соединил алтайские Колывано-Воскресенские заводы с Московским трактом, что вызвало некоторое оживление в этих краях.

Спустя сто лет после утраченной Бердском возможности стать губернским городом, появился столь же удачный шанс выдвинуться в первый ряд кривощековским деревням. А их на левом берегу скопилось тогда более двух десятков. На месте Коровьего бродаТранссиб перешагнул Обь. Левобережные крестьяне и ремесленники охотно помогали росту нового поселка. Однако инженеры, купцы, строители, учителя, медики и прочий пришлый со всех концов империи люд предпочитали осваивать правый берег, где до них находились две худых деревеньки.

В 1915 году железная дорога пришла и в Бердск, но догнать Ново-Николаевск стало невозможно.

В дореволюционные времена Бердск славился знаменитой Гороховской мельницей - действительно отличным передовым предприятием. Но в Ново-Николаевске мучное дело развивалось не менее великолепно. Кроме того, в будущей «столице Сибири» существовало полторы тысячи торговых заведений, 300 товарных складов, 12 частных пароходств, товарная биржа, шесть отделений крупных российских банков. Здесь возвели военно-сухарный завод, мыловаренный завод, скотобойню с холодильником, завод мясных консервов, фабрику по обработке кож. Двенадцать каменных школ позволили городу организовать всеобщее начальное образование.

Железнодорожный вокзал и водонапорная башня в Бердске. Фото Дмитрия Тростникова

Итак, на протяжении 14-ти лет (1783 – 1797 годы) Бердск под именем Колывани являлся официальным центром грандиозной губернии и владел всеми административными возможностями, чтобы сосредоточить вокруг себя торговые и промышленные ресурсы юга Западной Сибири. Если бы это случилось, вероятно, и железнодорожный мост через Обь был бы построен не в Кривощеково, а южнее, в Бердске. Спустя сто лет после неудачного Екатерининского проекта карты легли так, что Транссиб дал жизнь Новониколаевскому поселку. Его предприимчивые и толковые жители воспользовались ситуацией, чтобы перетянуть на себя административную власть – в дополнение к созданным ими торговым, финансовым и промышленным ресурсам. Главную роль в этом деле сыграли не жители левобережья, столь же провинциальные, как и бердчане, а прибывшие на стройку и поселившиеся на правом берегу энергичные пришельцы, склонные к перемене мест.

Фото Аркадия Уварова

Закономерно, что после Гражданской войны именно Новосибирск стал политическим и экономическим центром Западной Сибири. Бердск безнадежно проиграл историческое соревнование с соседом. А создание в черте Новосибирска Академгородка и затопление значительной части старого Бердска окончательно установили настоящее положение дел.