Архитекторы опасаются за судьбу оперного театра и его зрителей

По мнению экспертов, к оперному театру срочно нужно привлечь независимую экспертизу. Фото Аркадия Уварова
Десятки лет группа новосибирских архитекторов и конструкторов пытается привлечь внимание к «пороховой бочке» — так они называют купол оперного театра. О безопасности эксплуатации Сибирского Колизея заговорили вновь в связи с сообщением об очередном ремонте. По мнению специалистов, отпущенные деньги необходимо направить на предупреждение нависшей, буквально, опасности. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №31 от 31 июля 2019 года.

В 2005 году, после четырехлетней реконструкции, здание оперного театра, по мнению ряда архитекторов, приняли «при низком качестве работ и с грубыми нарушениями». В течение всех последующих лет к этой проблеме не раз пытались привлечь внимание. Вопрос вновь подняли, когда 24 мая 2019 года НОВАТ объявил конкурс на выполнение ремонтно-реставрационных работ в репетиционном зале и служебных помещениях. Цена контракта, который финансируется из федерального бюджета, — 215 миллионов рублей.

Должны знать все

— Сейчас театру выделили деньги, и, вместо того чтобы пустить их на усиление несущих конструкций, чтобы решать проблему безопасности зрителей, они планируют работы не первоочередной важности — ремонт репетиционного зала и различных кабинетов. Надо срочно разделить опасную сферу купола театра на зоны и поэтапно увеличивать ее надежность, — считает Геннадий Чибряков, председатель научно-технического совета по реконструкции здания НОВАТа, заместитель председателя Новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член художественного совета Новосибирска, профессор СГУВТ, академик РАЕН, член творческих союзов журналистов и архитекторов.

На прошлой неделе по поручению группы архитекторов и конструкторов Новосибирска Геннадий Чибряков побывал на личном приеме у губернатора Андрея Травникова, рассказал, на чем основаны его опасения. Письмо ушло и в адрес полпреда РФ в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло.

Что же там с куполом?

В беседе с обозревателем «Советской Сибири» Геннадий Чибряков рассказал, что основная проблема здания — в его чердачно-купольной системе.

- По замыслу авторов, купол представлял собой тонкостенную безреберную оболочку из армобетона, имеющую рекордно минимальную толщину, — рассказывает эксперт. — Над ней, напоминающей лусферу куриного яйца, тогда выполнили своеобразный «зонтик», дощатый «шатер», на который затем уложили металлическую «чешую». Это улучшило пространственнпоую композицию и увеличило эффект высоты и стройности купола как главного архитектурного акцента здания. Чтобы утеплить купол, изобрели целую конструктивную систему между железобетонной оболочкой и «зонтиком», выполненную из деревянных элементов. Однако современные нормы запрещают дерево над потолком зрительного зала даже в обрешетке. Поэтому государственная экспертиза во время капитального ремонта театра в 2002–2005 годах предписала заказчику все дерево убрать. Возглавившая в то время ремонт москвичка Ирина Драчевская проигнорировала требование госслужб и позволила оставить даже гнилую древесину, на нее потом набили еще один слой деревянной обрешетки, а затем накрыли металлическим листом. Теперь на таком многослойном пироге никакой пожарный не сможет погасить огонь, если тот возникнет. Особо важная деталь: расчетная нагрузка на купол значительно превысила первоначальную. Поэтому уже имеются отказы отдельных несущих элементов! Эти обстоятельства требуют экстренного решения по эксплуатации зрительного зала.

«Очевидно:  это бомба»

По словам профессора, когда в 2015 году в театр был назначен новый генеральный директор Владимир Кехман, с его разрешения Чибряков и группа других специалистов провели экспресс-экспертизу и выявили существенные отличия реальных конструкций от тех, что указаны в проекте.

— Мы были шокированы грубейшими нарушениями норм. Наш объект обречен до тех пор, пока не будут исправлены ошибки. Сейчас в Новосибирске намечается Международный молодежный чемпионат мира по хоккею. Приедет много гостей. На наших глазах немало примеров — Кемерово, Хабаровск, — где по причине попустительства, отсутствия противопожарного контроля произошли непоправимые вещи. Я бью в набат, так как понимаю: очевидно, это бомба. Мы потеряем уважение в мире, если что-то случится, — предуп­реждает Геннадий Григорьевич.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Он подчеркивает: проектировщики своевременно не управляли процессом строительства и позже занизили величины расчетных нагрузок, усугубив опасность. Для исправления ситуации, по его мнению, нужен внеочередной продолжительный ремонт, который обойдется примерно в 1,5 миллиарда рублей.

— Срочно следует привлечь независимую экспертизу, — считает Чибряков. — Нас тревожит мысль, что памятник федерального значения, уникальное сооружение, к которому приложили свой талант выдающиеся архитекторы прошлого, превращается из-за попустительства в бочку с порохом.

Комментарий

Валентин ДОБРУНОВ, генеральный директор, главный конструктор ЗАО «Проектстрой»:

— Моя профессия — главный конструктор, я отвечаю за безопасность зданий, этим занимаюсь более пятидесяти лет и поэтому понимаю, что происходит с театром. Я бью тревогу. Написал много писем о проблемах безопасности здания в прокуратуру, Министерство культуры России. С точки зрения современных требований и нормативов так проектировать нельзя. Специалисты, которые до сего времени пытались подштопать купольно-чердачную систему театра, занимались не тем. Они ремонтировали непригодные для ремонта конструкции. Дело в том, что конструкции, которые держат кровлю, опираются на железобетонный купол через слой утеплителя. Этот утеплитель с точки зрения современных норм является материалом неконструкционным. На него нельзя было опирать стойки. Он вышел из строя. Те нагрузки, которые переданы на купол, — предельные. Когда на Оперном театре во время капитального ремонта проводились серьезнейшие работы, был упущен важный аспект — контроль за прочностью купола. Когда в 2005 году ремонт практически был завершен, московская проектная организация привлекла для экспертизы доцента кафедры железобетона из Новосибирского архитектурно-строительного университета Федорова. В преамбуле к своим расчетам он написал, что купол — в трещинах. Необходимо выявить действующие нагрузки и сделать конструктивные инженерные расчеты единой конструктивной системы. С точки зрения современного законодательства техническое состояние объекта культурного наследия, которым является оперный театр, должно обеспечивать безопасную эксплуатацию. И она должна быть подтверждена обследованиями специализированных организаций и профессиональными расчетами. Этого никто не делал. Необходимо, чтобы нас услышали и не допустили рисков.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент