Аналитические программы на ТВ могут быть захватывающими, как детектив
Телезрители постарше хорошо помнят золотые дни педагогической науки, когда по центральным каналам транслировались и собирали миллионную аудиторию передачи, посвященные выдающимся представителям этого поистине святого дела.
Закончилось это движение 60–80-х годов прошлого века, как это нередко бывает, на подъеме — ровно тридцать лет назад принятием манифеста «Педагогика сотрудничества». К сожалению, дальнейшие события помешали развитию идей, заложенных в нем. Общество в очередной раз устремилось ломать и строить собственные основы. Поэтому наше внимание привлек один из последних выпусков программы Александра Архангельского «Тем временем» на телеканале «Культура», посвященный этой круглой, но, увы, не ставшей в общественном сознании важной дате.
Анонсируя передачу, телеканал назвал заметку о ней «Победа безнадежного дела», из-за критической направленности явно подразумевая слово «победа» тоже в кавычках. В том давнем манифесте педагогов-новаторов были высказаны прорывные идеи в сфере школьного образования. Идеи, которые родились из опыта талантливых учителей, работавших «под колпаком» идеологии, но сумевших гуманизировать советскую школу. Почему у них получилось? Что это было — чудо, случайность или странная закономерность? Вопросы не из простых, и тем не менее участникам передачи удалось на многие из них ответить.
В программе приняли участие: Владимир Собкин, академик Российской академии образования (РАО); Александр Сидоркин, директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ; Виктор Болотов, академик РАО; Артём Соловейчик, главный редактор издательского дома «Первое сентября»; Мария Майофис, научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС; Татьяна Ковалёва, профессор МПГУ. Разговор получился интересный и содержательный. Ученые и практики, в чей компетентности не приходится сомневаться, одну за другой вскрывали причины феномена свободомыслия, казалось бы, в самые глухие советские времена. Это может показаться странным, но, по мнению участников дискуссии, отсутствие в Советском Союзе активной политической жизни и бизнеса как такового (где позже смогли реализоваться многие наши креативные современники) в ту эпоху сделало доброе дело, поспособствовав созданию действительно интересной авторской педагогики. Сегодня же, по мнению собравшихся в студии, насильственно насажденный ЕГЭ, который был задуман всего лишь как дополнительный инструмент проверки знаний, превратился «вдруг» в сущего монстра-душителя современной педагогической науки.
Не первый раз замечаем, что команде телеканала «Культура» и Александру Архангельскому удается собирать в этой программе по-настоящему интересных и умных собеседников и главное — вести разговор без характерных для многих других ток-шоу митингового крика и невразумительной демагогии. Вполне возможно, как раз потому, что педагогика как наука все-таки жива, здравствует и еще расцветет в новой России.