Симфонический оркестр возобновляет репетиции

Главный дирижер и художественный руководитель оркестра Томас Зандерлинг. Фото Алексея Танюшина.
Музыканты Новосибирского академического симфонического оркестра с нетерпением ждут встреч с публикой и готовятся к ним. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №35 от 26 августа 2020 года.

О том, какими теперь будут концерты и как проходят репетиции, читателям «Советской Сибири» рассказал главный дирижер и художественный руководитель творческого коллектива Томас Зандерлинг.

Мы уже сообщали эту отличную для ценителей музыки новость: маэстро заключил очередной контракт с Новосибирской филармонией на предстоящих три года. Что нас ждет, какие планы у Томаса Зандерлинга? Конечно, пандемия усложнила подготовку к новому сезону, внесла неожиданные коррективы…

Британский триумф

— Дело в том, что к сезону мы всегда готовимся заранее. Например, программа на сезон 2020–2021 годов была полностью подготовлена уже в январе, в феврале филармония начала продавать абонементы, 80 процентов из которых были раскуплены в первый же день! Да, подготовку к следующему сезону можно было бы начинать уже сейчас, но пока неясно, в каком формате будут проходить концерты, — пояснил Томас Зандерлинг. — Так что делиться далеко идущими планами сейчас, на мой взгляд, несколько преждевременно. Мы должны понимать, что нас ждет в обозримом будущем.

Правда, кое-что главный дирижер симфонического оркестра все-таки рассказал. По его словам, последний гастрольный тур творческого коллектива в Великобритании имел большой успех. Публика с большим энтузиазмом принимала сибирских музыкантов. Более того, после концерта в Лондоне тут же последовало приглашение снова выступить на берегах Туманного Альбиона.

Главный менеджер ведущего британского гастрольного агентства IMG Эндрю Джемисон даже решил написать губернатору Новосибирской области Андрею Травникову, чтобы выразить свое восхищение. Он заявил, что представляет в Великобритании 14 ведущих симфонических оркестров России и наш оркестр — один из лучших.

— Тур в Англию запланирован на май 2022 года, продлится две недели и, помимо других городов, охватит три британские столицы: Лондон, Эдинбург — столицу Шотландии, и Кардифф — столицу Уэльса, — поделился планами маэстро.

По новым правилам

Как рассказал худрук оркестра, после длительного периода самоизоляции музыканты уже возобновили репетиции. Правда, программы концертов пришлось основательно пересмотреть: социальную дистанцию нужно соблюдать. Так, например, духовики должны рассаживаться на расстоянии двух метров друг от друга, а струнные — по одному за каждым пультом. Если раньше в оркестре было 16 первых скрипок и, соответственно, восемь пультов, то теперь десять первых скрипок и десять пультов. Таким образом музыканты соблюдают дистанцию в полтора метра.

Ограничения касаются не только исполнителей, но и публики: согласно утвержденным правилам, зрительный зал имени Арнольда Каца должен заполняться примерно наполовину — в целях безопасности. Музыкантам придется исполнять каждый концерт дважды. Причем проходить он будет в одно отделение, без антракта. Между выступлениями — дезинфекционная обработка зала. Конечно, это дополнительная нагрузка на музыкантов, ведь два раза подряд сыграть одну и ту же программу, выложившись полностью и раскрыв всю душу, нелегко. Но, как подчеркивает Томас Зандерлинг, тут уж ничего не поделаешь: во всем мире сейчас должны действовать такие правила.

Вместо Скрябина — Бетховен

Пришлось внести изменения и в концертную программу. Например, в первом абонементном концерте была запланирована Третья симфония Скрябина, которая требует большого состава исполнителей. Ее заменили симфонией Бетховена. Это оказалось вполне актуальным: в 2020 году исполнилось 250 лет со дня рождения композитора.

— Так уж получилось, что весь период, пока действовали ограничения, мне пришлось провести в Англии. Конечно, не терял времени даром — готовился к предстоящему сезону, много работал с партитурами, подбирая произведения, которые можно сыграть не слишком большим составом. Это была большая, трудоемкая работа. Этому критерию соответствует много классической немецкой музыки, но есть немало русской и французской — например, произведения Шостаковича, Прокофьева, Равеля, — рассказал художественный руководитель симфонического оркестра. — Но, как только возобновилось авиасообщение между нашей страной и Великобританией, я сразу же вылетел в Новосибирск. Сегодня самое главное наше стремление состоит в том, чтобы при соблюдении всех правил дать слушателям высокий уровень концертов и дальше развивать наши отношения с публикой. И конечно же, очень хочется, чтобы пандемия пошла на спад и все, кто болеет, выздоровели.