Никита Шаров устанавливает похожий на большую ромашку круг – по уровню, чтобы горизонтально было. Потом по принципу, который знаком любому ребенку, надувает мыльную пленку. И уже на нее идет свет из лазерного источника. Задача – понять, почему из одного луча образуются несколько, это похоже на нарисованное дерево. Ответ – из-за неоднородности пленки свет рассеивается неравномерно.
– Примерно также образуются миражи, свет распространяется не по прямой, приходит к нам откуда-то, где нет объекта, и мы видим объект там, где его на самом деле нет. Здесь принцип примерно тот же, только масштабы немного другие. Эти масштабы маленькие, и поэтому образуются ветви, – объясняет ученик 11-го класса СУНЦ НГУ Никита Шаров.
Еще один участник команды проводит опыты с водой. В квадратной ванне – капилляр и стеклянная трубка. Подключают ультразвук, и жидкость вдруг начинает подниматься вверх – на целый метр. Возникает разница давлений, как в насосе. Оказалось, все дело в микропузырьках, которые звуковые волны разрушают.
– Эти пузырьки схлопываются из-за повышения давления вокруг и низкого давления внутри пузырька. Так как вода сжимает воздух и имеет свой импульс, то после схлопывания она образует ударную волну, распространяющуюся по жидкости, – комментирует ученик 11-го класса СУНЦ НГУ Александр Гребенников.
В этом году соревнования проводили только среди выпускных классов и в дистанционном формате из-за пандемии. Задания, по традиции, предлагали ученые ведущих институтов.
– Это международный турнир. Каждый год Международный программный комитет отбирает по 17 задач. И тренеры с нашего Сибирского региона тоже предлагают свои задачи, и каждый год они присутствуют в этом турнире, – сообщил доцент кафедры физики СУНЦ НГУ Юрий Башкатов.
Теперь команда физматшколы готовится ко всероссийским соревнованиям. Они пройдут весной. Победный опыт уже есть – осталось доказать уровень знаний.