Сертификаты вместо денег за авиабилеты на юг начали получать новосибирцы

Попасть в Крым сейчас можно только ЖД или автотранспортом. Авиарейсы на конец апреля отменяют. Коллаж VN.ru
Тысячи россиян столкнулись с отменой авиарейсов из-за спецоперации на Украине и западных санкций. Туристы пытаются вернуть деньги за билеты, туроператоры просят подождать, но лимиты выходят, а очереди не сокращаются. Как вернуть деньги за отмененный рейс и реально ли это – в материале VN.ru.

Жительница Новосибирска по имени Анна приобрела билеты в Крым во время распродажи у авиакомпании «Сибирь» в октябре 2021 года. Стоимость билетов туда-обратно с одной пересадкой в Москве обошлась девушке всего в 10,5 тысячи рублей.

«Моя поездка должна была состояться 24 апреля, – рассказывает наша собеседница. – Я уже не раз была в Крыму, но каждый раз испытываю счастье и восторг, приземляясь на эту землю. От мыслей о неделе отпуска на цветущем полуострове сразу поднималось настроение. Всякое бывает, но, конечно, не ожидала, что планы могут вот так сорваться».

5 апреля Анне пришло сообщение от авиакомпании об отмене рейса. На выбор S7 предложила либо оформить возврат, либо обменять билеты на другое направление.

«Люди планировали свои поездки»

В официальной группе S7 Airlines во «ВКонтакте» градус агрессии зашкаливает. Под первым же постом – большое количество вопросов по возврату денег за билеты.

Так, к примеру, Дмитрий И. из Мюнхена оставил гневный комментарий к предложению о распродаже. «Вы сначала деньги верните! С 27 марта тянете. Только срок возврата все увеличиваете. И конечно, такая лажа с причиной, что деньги назад надо вручную отправлять. Десять лет летал только вашей авиакомпанией. Наверное, теперь уже больше не буду. Или напишите просто, что денег нет», – возмущается мужчина.

Нагрузка на ЖД-транспорт весной и летом-2022 резко возрастет. Фото Алексея Танюшина

Жительница Новосибирска Юлия Деметрашвили оказалась в аналогичной ситуации. Девушка рассказала VN.ru, что планировала поездку не на юг, а в международном направлении. Рейс был отменен 4 марта, возврат был оформлен в тот же день.

«Сначала нам говорили, что деньги через 30 дней вернут, потом уже – через 30 рабочих дней, – поделилась Юлия. – Иногда в общении с оператором звучит, что месяц они принимают решение, а далее несколько месяцев идет перечисление средств».

В официальном сообществе представитель авиакомпании вежливо успокаивает недовольных клиентов. Специалист просит уточнить номер билета или заявки на возврат. Затем людям сообщают, что их заявка находится в очереди, просят понять и набраться терпения.

Трудно говорить о терпении, когда отпуск на носу и желание погреться под солнцем зашкаливает. Фото Алексея Танюшина

«В связи с происходящими событиями в мире мы были вынуждены приостановить выполнение международных рейсов и значительно сократить частоту внутренних вылетов. Из-за этого увеличилось количество обращений пассажиров с вопросом о возврате авиабилетов.

В штатной ситуации обработка заявки на возврат занимает не более 30 рабочих дней. Но поскольку в сложившейся ситуации заявок поступает гораздо больше, срок обработки может быть увеличен»,

– говорится в ответе S7 во «ВКонтакте».

Перевозчик не отрицает тот факт, что и после 30-дневного ожидания деньги за билеты могут не вернуть. «Точный срок назвать сейчас сложно, так как заявки поступают из разных источников: сайта, оформленные через контактный центр и от агентов», – комментирует S7 и заверяет, что возвраты оформляются ежедневно и непрерывно.

Дочка «Аэрофлота» оказалась ответственнее матери

В официальной группе ПАО «Аэрофлот» гневных комментариев на удивление мало. На первый попавшийся вопрос о билетах авиакомпания отвечает: «Возврат денежных средств осуществляется в течение десяти рабочих дней от даты оформления возврата авиабилета. При этом авиакомпания не несет ответственности за увеличение сроков перечисления денежных средств, которые зависят от используемых пассажиром платежных систем, платежных сервисов и банков и могут составлять до тридцати рабочих дней».

Откликов от пассажиров «Аэрофлота» во «ВКонтакте» немного, а те, что есть, прямо противоположны. Кто-то делится, что получил деньги на счет через несколько дней, у других срок ожидания превысил все установленные лимиты.

Житель Москвы Илья О. рассказал VN.ru, что оформил возврат билетов 17 марта. Денег от авиакомпании клиент ожидает по сей день – перевозчик ссылается на очередь.

С ограничением полетов в феврале и марте-2022 многие россияне не смогли вовремя вернуться домой. Фото Дмитрия Тростникова

«Это бред, конечно, – говорит мужчина, – «Победа» (дочернее предприятие группы «Аэрофлот – Российские авиалинии» – прим. Ред.) вернула сразу за 2-3 дня. У нас были билеты на майские праздники в ОАЭ. Я отправил запрос, деньги поступили на третий день. Никуда звонить не надо, все очень удобно, через сайт, и деньги сразу».

Житель столицы оказался недоволен «Аэрофлотом» еще и вот по какому поводу. «Мы уже были в отпуске в ОАЭ и нас просто не вывезли, – продолжает наш собеседник. – Дозвониться до «Аэрофлота» невозможно. О вывозных рейсах никто не предупреждал».

Москвичка Ирина А. подтвердила нашему изданию – деньги от «Победы» получила на следующий же день, оформив возврат 1 апреля через приложение в личном кабинете.

Ваучер как альтернатива деньгам на банковскую карту

Как быть, если авиакомпания затягивает сроки возврата? Жительница Новосибирска Анна нашла выход из затруднительной ситуации, оформив сертификат от S7.

Оформление сертификата на возврат билета заняло несколько минут. Фото VN.ru

«В личном кабинете на сайте компании было предложено два варианта: возврат денег путем создания заявки – ее обработка может занять больше 30 дней, и прямо сейчас – путем зачисления средств на сертификат. Я выбрала второе, и мне моментально вернули деньги и даже истраченные мили за выбор места в самолете», – поделилась Анна.

Билет Новосибирск-Сочи на конец мая-2022 стоит сейчас минимум 22 тысячи рублей. Фото VN.ru

При зачисления денег на сертификат клиент может использовать их для покупки нового билета как для себя, так и для другого человека. Воспользоваться сертификатом можно сразу же после его оформления. Он действителен в течение одного года с даты выдачи. Если сертификат использован не полностью, остаток не сгорит, обещает авиакомпания.

«Посмотрела, сколько стоит сегодня улететь в другие южные города, сумма в несколько раз превышает размер моего сертификата, – говорит жительница Новосибирска. – Похоже, что проведу свой отпуск на Алтае. Надо скорее бронировать жилье, цены бешеные».

Добавим, что Юлия Деметрашвили, которая ожидает возврата денег за билет, попробовала оформить сертификат, но получила отказ – билет возврату уже не подлежит.

Программа по возврату средств за билеты в сжатые сроки

Что делать тем, для кого возврат средств за билет в денежном эквиваленте принципиально важен? По всей видимости, ожидать официального решения на федеральном уровне. Напомним, президент России Владимир Путин 31 марта поручил правительству запустить программу возврата средств пассажирам за отмену рейсов в сжатые сроки.

Выбор, куда полететь за границу, у новосибирцев пока не велик. Фото Дмитрия Тростникова

«Многие рейсы, на которые граждане уже купили билеты, отменены – как по международным, так и по внутренним маршрутам. <...> Безусловно, нужно обеспечить возврат гражданам потраченных денег», – сказал Владимир Путин.

При этом о выдаче ваучеров, как в 2020 году, когда из-за COVID-19 было ограничено сообщение между странами, речи не идет.

«Если в прошлые периоды мы выдавали определенные сертификаты, сейчас сложнее реализовать эту программу, потому что многие маршруты просто закрыты. Поэтому нужно выдать деньги», – подчеркнул президент.

Одну приятную новость правительство уже сообщило – с 9 апреля Россия снимает коронавирусные ограничения на авиасообщение с десятками стран. География полетов будет расширена до 52 стран, но выбор у новосибирцев пока не велик. В настоящий момент можно улететь только в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Арабские Эмираты, прокомментировала VN.ru пресс-секретарь Толмачево Сабина Киршнер.