Во-первых, это был кинотеатр: в любом доме культуры концертный зал был приспособлен для просмотра кинофильмов. Конечно, иногда белый экран убирали, на сцену выносили длинный стол, накрытый кумачом, за него лицом к залу усаживались солидные дяди и тети (сейчас их называют элитой, а в те годы называли номенклатурой), которые часа полтора что-то вещали о происках империалистов и наших достижениях. По ходу доставалось и местным тунеядцам, спекулянтам и алкоголикам, но в основном все заканчивалось мирно – просмотром нового хорошего фильма или концертом местных артистов.
Во-вторых, в советских домах культуры отлично действовали многочисленные кружки: фотодела; радио; туристические; театральные; рисования, музыки или танцев, «умелые руки»…
Для пожилых здесь предусматривались свои дела. В некоторых домах культуры находилось место и для библиотек, и для спортивных занятий.
До наших дней дожили Дворец культуры имени Горького, Дворец культуры имени Чкалова, Дом культуры имени Октябрьской революции, Дворец культуры железнодорожников — и не только они.
Недавно Дворец культуры имени Горького отметил 65-летие. Примечательно, что писатель Максим Горький никогда не был в Сибири. В этом легко убедиться, перелистав его биографию. А вот дед его, по воспоминаниям классика - человек лютый и вспыльчивый, Савватей Каширин, был в свое время разжалован из офицеров за «жестокое отношение к нижним чинам» и провел в Сибири не по своей воле некоторое время. Вернулся в Нижний Новгород, воспитал до одиннадцати лет внука – будущего писателя, а затем сказал: «Ты, Лексей, не медаль, чтоб у меня на шее висеть…» Дальнейшее известно.
Юношей ПешкОв (правильное ударение в паспортной фамилии Горького) отправился пешком гулять по Руси, но не в Сибирь, а на Кавказ. Потом было многое, в том числе благополучная жизнь за границей, триумфальное возвращение в Россию, воспевание Беломорканала — многое было. Но ни дня – в Сибири.
Тем не менее, уже 5 августа 1920 года в Новониколаевске улицу Тобизеновскую (Герман Тобизен – томский губернатор) переименовали в улицу Горького. Пролетарскому писателю в то время было 52 года. Он в столице активно продвигает кучу культурных проектов, спасает по возможности интеллигентов, но очень скоро – в 1921 году – покинет Советскую Россию. Официально – по болезни, а вообще-то – из-за разногласий со старыми друзьями по революционному террору. А улица его имени в нашем городе осталась.
В 1957 году, 65 лет тому назад, завершили сооружение крупнейшего на то время Дворца культуры на улице Богдана Хмельницкого и присвоили ему имя «буревестника революции». Тогда в этом районе бурно развивалось жилищное строительство, росли новые мощные предприятия. На экраны страны выходили замечательные ленты – «Весна на Заречной улице», «Девчата»… Оттепель. Казалось, вот теперь-то заживем, целину поднимем, кукурузу вырастим, Америку догоним и перегоним.
Здание возводилось по типовому проекту, но архитекторы А.Михайлов и В. Внуков сумели при привязке его к местности создать интересный ансамбль. Площадь на магистрали окружена жилыми четырехэтажными домами, к которым примыкают шестиэтажные башенные жилые пристройки, увенчанные небольшими бельведерами, симметрично по отношению к зданию ДК. На противоположной стороне улицы возведена типовая школа, и на этом участке улицы Хмельницкого получился архитектурно организованный ансамбль, что является редкостью в архитектуре нашего города. Это – мнение Сергея Баландина. Но этот же мэтр истории новосибирской архитектуры, похвалив ансамбль, критиковал Дворец культуры имени Горького: «Здание имеет грузные массы портика-фасада, где нарушена пропорциональность композитного ордера, отчего колонны и венчающие их капители приобрели не свойственные этому типу ордера тяжеловесность и массивность… Поставленные позднее на фронтоне скульптуры мелки и не масштабны. В целом эклектичность декора снижает архитектурные качества сооружения, что целиком относится и к его интерьерам, в которых многообразие декора, доходящее до вычурности (капители столбов буфетной комнаты, осветительная арматура, балясины лестниц и т.п.), не создает должной эстетики интерьера. Самое большое помещение и наиболее удачное - двусветное фойе второго этажа высотой в восемь метров – декорировано белыми колоннами коринфского ордера. Между парой таких колонн не совсем удачно вкомпонована подвесная стена с фреской – портретом А.М. Горького».
Таково мнение специалиста. Концертный зал был рассчитан на 600 мест в партере и еще на 150 мест на балконе.
Дворец культуры имени Горького активно работает. Здесь проводятся различные мероприятия, концерты, юбилеи, вечера отдыха, районные праздники, встречи с известными людьми. Именно в его стенах проводятся игры КВН-Сибирь. Не исчезли и различные студии для детей.
В те же пятидесятые годы, когда строился ДК имени Горького, на левом берегу построили Дворец культуры завода «Тяжстанкогидропресс», на Красном проспекте — клуб имени Жданова, в Октябрьском районе — Дом культуры имени Попова. Возведение очагов культуры в Новосибирске продолжалось и в последующие годы.