Легендарный полёт на остров Удд: через 85 лет раскрыты подробности

Экипаж «Сталинского маршрута». Г.Ф. Байдуков – крайний справа. Фото Виктора Тёмина.1936 год.
В тридцатые годы в Новосибирске в очередной раз переименовали улочку в тихом центре. Изначально она называлась Бийской, но затем стала носить имя Вегмана. Был такой крупный деятель и энциклопедист. Однако в 1936 году его репрессировали, а улицу Вегмана назвали в честь уроженца Новосибирской области  героя-летчика Георгия Байдукова. Через 20 лет и он не угодил руководству страны.

В 1957 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении имен различных деятелей городам и улицам только после их смерти. Новосибирский горисполком в соответствии с этим указом вынужденно переименовал ряд улиц, названных в честь здравствовавших в ту пору людей. Улицу Байдукова сделали Совнархозовской, поскольку Никита Хрущев отчаянно насаждал кукурузу и совнархозы. Сейчас она Депутатская.

«Именно Георгий Байдуков открывает список Героев Советского Союза Новосибирской области. Мне всегда казалось несправедливостью, что Новосибирск незаслуженно забыл его имя. Недавно улица имени Байдукова вновь появилась на окраине Новосибирска в Заельцовском районе, многие даже не знают о её существовании, потому что на ней есть всего несколько домов», — возмущается редактор сайта «Библиотека сибирского краеведения» Людмила Кузменкина.

Чем знаменит Георгий Байдуков

22 июля, ровно 85 лет, назад советские летчики совершили легендарный перелет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский. Одним из тех, кто вписал свое имя в историю отечественной авиации, стал наш земляк Георгий Филиппович Байдуков, который за этот полет был удостоен звания Героя Советского Союза.

Удивительно, но будущий генерал-полковник авиации, когда был мальчишкой, о полетах даже не мечтал. И да вряд ли на крошечном разъезде Тарышта Западно-Сибирской железной дороги, затерянном среди барабинских степей, можно было представить себя покорителем непреступных высот.

Беззаботное детство закончилось в 8 лет, когда Георгию пришлось оставить семью и переехать на станцию Чаны, поскольку даже начальной школы в Тарыште не было. Как позже вспоминал в мемуарах сам летчик, «тихая жизнь станции мне надоела, и я решил поглядеть на незнакомые города. Три года скитался. Много раз поступал в школы, чтобы как-нибудь закончить начальное образование, но каждый раз меня исключали за баловство».

Бюст летчика украшает Аллею Героев в городе Татарске. Фото из архива редакции "Народной газеты"

В марте 1926 года Байдуков добровольцем вступил в Красную Армию, в 1928-м закончил военную школу летчиков имени Мясникова. Служил в 20-м отдельном авиаотряде Московского военного округа, затем – в научно-испытательном институте ВВС. «Больше восьми лет я проработал летчиком в разных отрядах воздушных сил и только после этого начал мечтать о больших воздушных путешествиях. Мне хотелось летать там, где никто еще не летал», – вспоминал Георгий Филиппович.

«Многие не знает, но шанс осуществить задуманное был у нашего земляка еще за год до знаменитого приземления на острове Удд. В сентябре 1934 года еще один легендарный летчик СССР Михаил Громов совершил, казалось, невозможное – на самолете он преодолел более 12 тысяч километров, установил рекорд, как по дальности, так и продолжительности полета. Само собой, это был некий вызов для «братьев по оружию», который многие авиаторы решили не только повторить, но и улучшить», — пишет журналист Александр Петров в издании Татарского района «Народная газета».

Один из таких энтузиастов оказался Сигизмунд Леваневский, на счету которого уже было несколько сверхдлинных перелетов. Отваги летчику было не занимать, ведь недаром он был удостоен звания Героя Советского Союза за спасение терпящих бедствие пассажиров парохода «Челюскин».

На одном из приемов в Кремле в начале 1935 года Сигизмунд Александрович набрался смелости и попросил у Сталина согласия на организацию беспосадочного полета из Москвы в США через Северный полюс. Несмотря на сложность этой затеи, проект был одобрен. И на то была своя причина – межконтинентальные полеты убедили бы мир в том, что советская авиапромышленность способна создавать технику высочайшего уровня и что в СССР есть пилоты, которым покоряются любые пространства. Командиром экипажа был назначен Леваневский, Георгий Байдуков – вторым пилотом. В первых числах августа 1935 года в рассветном дымке стальная машина оторвалась от бетонной полосы Щелковского аэродрома и взяла курс на север. Мог ли тогда наш земляк на секунду задуматься о том, что этот первый серьезный полет может стать для него последним?

Прерванный полет

В первые часы полета все шло безукоризненно, пока кто-то из членов экипажа не заметил машинное масло внутри салона. Причина оказалась простой: масла в бак налили слишком много, оно начало пениться, а его излишки — просачиваться в кабину. Оценив ситуацию, штаб перелета передал распоряжение немедленно прекратить полет и произвести посадку на аэродроме в Кречевицах, что под Новгородом. И в этом привычном для таких маститых авиаторов маневре, который они могли совершить, наверное, с закрытыми глазами, таилась главная опасность. Для дальнего путешествия в самолет было загружено огромное количество топлива, и, чтобы вернуть вес машины до посадочного, его нужно было слить прямо в полете. При такой концентрации паров бензина малейшая искра могла разорвать самолет, как бумажный пакет, поэтому пришлось выключить все приборы и лететь, что называется, в слепую. К счастью, все обошлось.

Неудача поставила в неудобное положение не только авиационную промышленность, но и весь Советский Союз, ведь о перелете было торжественно объявлено заранее, и даже памятную почтовую марку успели выпустить. Вторая попытка была назначена на лето 1936 года, но Иосиф Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского, оказался непреклонен: никакой Америки! Вместо этого летчикам предложили новый маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский. Сколько бессонных ночей прошло над картами полета, сколько людей втянулось в подготовку экипажа! После полутора месяцев усиленной тренировки и испытаний «центр» дал «добро». Командиром экипажа был назначен Валерий Павлович Чкалов, вторым пилотом — Георгий Байдуков, штурманом — Александр Васильевич Беляков.

Для этого рейса был подготовлен специальный самолет «АНТ-25», который в те годы по праву называли лучшим творением авиационной техники. Например, эта была первая в Союзе машина, на которую поставили убирающиеся в полете шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъемом. 20 июля 1936 года в 23 часа 10 минут с борта «АНТ-25» была послана радостная радиограмма: «Все в порядке. Проходим Землю Франца-Иосифа. Видим острова. Привет зимовщикам бухты Тихая от экипажа. Чкалов, Байдуков, Беляков».

Длительный полет на высоте более 4 тысяч метров начал сказываться на людях. Нужно бы применить кислород, но, посоветовавшись с экипажем, командир решил, что шестичасовой запас нужно беречь к концу полета, когда после Камчатки нужно будет пересекать Охотское море и пробиваться к Хабаровску. Там, возможно, потребуется выход на высоту 6 километров, а усталому экипажу без кислорода выполнить такой полет будет весьма затруднительно. Но прежде авиаторов ждало еще одно опасное испытание – над Охотским морем навис обширный циклон, сопровождавшийся густой облачностью, дождями и туманами. Осадки были настолько сильными, что даже определить расстояние до воды не представлялось возможным.

Чкалов принимает единственно верное решение – срочно садиться! Но куда? Сначала экипаж наткнулся на скалистый остров Лангр — сесть негде. Затем в вечерних сумерках и туманной мгле появился низкий, весь изъеденный озерами и оврагами островок с несколькими домишками. Это и был остров Удд, на песчаной косе которого «АНТ-25», преодолев более 9370 километров, замер после 56 часов 20 минут напряженного полета.

Звезда Героя

Рядом с самолетом, на красных крыльях которого было написано «NO 025» и «USSR», летчики показались местным жителям подозрительными. Двое из них тут же, несмотря на шторм, бросились на моторной лодке к соседнему острову, где находились пограничники. Запустив двигатель, Байдуков настроил передатчик и передал в эфир: «Всем, всем. Экипаж «АНТ-25» совершил благополучную посадку вблизи Николаевска, на остров Удд.

Отдохнув и набравшись сил, экипажу предстояло решить непростую задачу: как теперь взлететь с крохотного участка суши, покрытого глубокими оврагами-блюдцами, заполненными водой, крупной галькой и валунами, каждый из которых, вклинившись между колесами, мог запросто их оторвать? И вновь несказанное везение – рядом с берегом моря оказалось довольно ровная полоса, поросшая мелкой травой. Под командованием Чкалова, решившего перетащить самолет на новое место, едва ли не все жители острова принимали участие в этой «спасательной операции».

Позже стало очевидно, что без искусственной взлетной полосы самолет в небо не поднять. Поскольку других подходящих вариантов не было, строить решили из дерева. А ведь конструкция получилась бы нешуточная: длиной более полукилометра и шириной 35–50 метров! К счастью, на помощь экипажу пришли бойцы Дальневосточной армии, за несколько дней завершившие работу. 2 августа 1936 года в 8 часов 15 минут самолет поднялся в небо и взял курс на Москву, куда прибыл через 8 дней.

Пока экипаж находился на Камчатке, Михаил Иванович Калинин, занимавший в то время пост председателя Центрального исполнительного комитета СССР, 24 июля 1936 года подписал постановление о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. К слову, после остров Удд переименуют в остров Чкалова, а остров Лангр назовут именем Байдукова.

Год спустя этот же экипаж осуществит еще одну свою давнюю мечту. В июне 1937 года Валерий Чкалов вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым совершили беспримерный в истории перелет из СССР в США через Северный полюс. За шестьдесят три часа самолет «АНТ-25» преодолел более 8500 километров и приземлился в американском городе Ванкувере.

Память

В Татарском районе бережно хранят память о земляке. В 2005 году Новопокровской школе было присвоено имя отважного Героя Советского Союза, в 2007 году, отмечая 100-летие со дня рождения летчика, в Новопокровском был установлен бюст Байдукова. Также его именем названа одна из улиц села.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент