История кладбищ Новосибирска: самые обсуждаемые

В 1912 году рядом с кладбищем в Березовой роще был выстроен первый молитвенный дом. Фото Аркадия Уварова, с сайта «Новосибирск в фотозагадках» и из справочника 1812 года
Кладбища Новосибирска прежние власти города неоднократно превращали в парки культуры и развлечения. Некоторые увеселительные парки стоят «на костях предков». Такая практика периодически критикуется частью современных горожан, но она исторически сложилась в Столице Сибири.

Первый морг, или «анатомический театр» был построен в Ново-Николаевском поселке его первым старостой Ильей Титляновым еще в 1896 году. Через несколько лет появилось и похоронное бюро Булынко, просуществовавшее до 1920 годов. Этих двух человек можно по праву считать зачинателями похоронного дела в Новосибирске.

 

Кладбищенский сад или Центральный парк

А первым городским кладбище стало Воскресенское. История его уходит в 1896 год, когда Ново-Николаевский еще поселок наконец-то получил из царских земель участок земли под организацию первого кладбища. Земля, на которой развивалось новое поселение, была даже не государственной. Это частная собственность императорской семьи, которой распоряжался Кабинет его Величества.

Сначала посчитали, что кладбище достаточно удалено от поселка, но уже через несколько лет оно оказалось буквально в центре города. И уже с 1906 года власти начали бить тревогу и искать места для новых захоронений.  Под кладбище был запланирован большой участок за Каменкой, но позднее его отдали под строительство военного городка.

Осенью 1908-го Воскресенское кладбище было решено закрыть. Но это оказалось не так просто. Многие обыватели купили на этом кладбище места лично для себя и для своих семей, «имеют довольно значительные участки». Вопрос решили компромиссом: часть кладбища, где хоронили бесплатно, закрыли, а остальную - уже раскупленную - оставили как погост при Воскресенской церкви, построенной в 1907-м.

С 1913 года кладбище документально считается закрытым. Его стали называть «Старым городским» или «Центральным». Но погост у Воскресенской церкви сохранялся до начала 1920 годов. Хоронили здесь только платно и по спецразрешению.

Севернее же постановлением городской думы от 4 февраля 1915 года было организовано первое воинское кладбище: «Отвести место под братское кладбище, согласно плана городской управы, за старым закрытым кладбищем, на углу улиц Александровской и Карамзина… И оставив посреди кладбища свободную площадь для постановки в будущем памятника».

«Кладбищенский сад»

После установления Советской власти начал разрабатываться проект создания на этой территории парковой зоны. Информация об этом отложилась в протоколах городского совета от 5 июля 1923 года. Жителям было разрешено перевезти могилы своих родных на другие кладбища.

Еще год кладбище собирало среди могил разного рода компании — от любителей выпить до жриц любви, пока в 1924 газета «Советская Сибирь» не выступила с фельетоном по этому поводу и не рассказала о планах создания на бывшем погосте показательного культурно-просветительского центра.

В 1925 году на северной части кладбища стали возводить стадион. С лыжной базой, тиром,

здесь же в 1931-м разместился физкультурный техникум. Южную кладбищенскую рощу с 1925-го официально стали именовать «Кладбищенский сад», а еще через четыре года здание церкви отдали Дому народного творчества. В 1931 году переименовали в сад имени Сталина. Были здесь также новосибирская филармония, физкультурный городок, тир, душ, и даже солярий для приема солнечных ванн. После войны в бывшей церкви работал планетарий, в котором установили трофейное цейсовское оборудование.

Ныне на южной стороне бывшего кладбища Центральный парк, а на северной стадион «Спартак». Привет от столетнего некрополя мы получили в 2004 году, когда на стадионе монтировали искусственный футбольный газон и обнажился целый участок могил. А посредине Центрального парка сегодня высокий забор огораживает строительство большого фонтана. Там вырыт глубокий котлован. Что обнаружили строители при земляных работах, остается тайной.

Тиф и холера

В 1911 году в Ново-Николаевске открылись сразу два новых кладбища: Закаменское и Новое городское - в нынешних Октябрьском и Дзержинских районах.  Оба они сегодня также являются зелеными зонами. 

В начале 1920-х город пережил страшнейшую эпидемию тифа. Умерло более 60 000 человек. Этих людей приютило Закаменское кладбище, умерших от тифа, которых хоронили в глубоких траншеях. Их доставляли сюда вагонами по узкоколейной железнодорожной ветке, соединявшей когда-то Военный городок с Алтайской дорогой. Кроме того, при кирпичных заводах на Каменке были оборудованы два крематория. Перед Великой Отечественной войной Закаменское кладбище официально закрыто, около 1974 года снесено и долго простояло заброшенной рощей. Теперь там построен храм во имя царя Николая II, территория будет благоустраиваться.

 

«Старое русское кладбище» и расстрелы в «Березовой роще»

Другое кладбище, называемое «новым городским», было очень большим. Сейчас на его территории и жилые дома, и производственные корпуса, и транспортные развязки, и парк отдыха «Березовая роща». Открыто оно в 1911 году, но небольшой участок захоронений здесь неофициально появился еще в 1907. Называли его «Старое русское кладбище».

Новое кладбище имело несколько участков: самый большой православный, еврейский, магометанский, лютеранский, католический, военный и заразный. В разное время кладбище называли по-разному: Успенское (по церкви), Ипподромское (по названию района), Молоковское (по фамилии летчика), иногда Центральное.

В 1912 году рядом с кладбищем, в березовой роще, выстроен первый молитвенный дом с престолом во имя Успения Божьей Матери. Это рядом с ДК «Строитель». В те годы на территории кладбища находилась и лютеранская часовня. Недалеко от нее в центре католического участка в 1918-м захоронили чешских легионеров и поставили небольшой мемориал, который, правда, просуществовал недолго.

В 1925 году на месте Диомидовской часовни построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1937 ее настоятель Илия Копылов вместе с еще пятнадцатью верующими - священниками и прихожанами - расстрелян, но сама церковь выжила и вплоть до 1944 года Успенская церковь была единственным в городе действующем культовым сооружением.

Не обошел рощу и большой террор. Дальний ее угол в 1920-30 годах служил местом приведения в исполнение смертных приговоров, вынесенных кулакам, вредителям и прочим врагам Советской власти. Здесь же их предавали земле. Место этих захоронений до сих пор не определено. В Великую отечественную войну в Березовой роще располагался и участок госпитального кладбища.

В 1950-м Новое кладбище оказалось практически в центре города, захоранивать здесь почти перестали. На его территории открыли птичий рынок и даже проложили трамвайные пути с улицы Гоголя на Каменское шоссе (ныне пр. Дзержинского). Сейчас на их месте одна из дорожек парка.

В 1962 году властями принято решение о ликвидации Успенской церкви. Несмотря на протесты верующих, храм закрыли и летом 1963-го за одну ночь сломали. Вскоре было разрушено и само кладбище; кресты, надгробия собраны в одну кучу и отправлены на переработку. Лишь немногие останки люди успели перевезти на другие кладбища. Тогда же улица 2-я Кладбищенская, примыкавшая к кладбищу, стала Алейской. Вся утварь, иконы, имущество ликвидированной церкви переданы в Вознесенский собор. По архивным документам установлено, что в Вознесенском соборе в настоящее время хранится икона Божией Матери «Черниговская» из Успенской церкви.

Тайны Нарымского сквера

Еще один сквер многие считают кладбищем, но это не совсем так. Нарымский сквер образован лишь в 1970-71 годах при постройке здания цирка за счет ликвидации части улиц Обдорской и Турухановской (ныне Ленская).

А восточная часть Нарымского сквера — это бывшая природная Турухановская роща (в 1920 - Турухановский сад). На краю рощи в 1913 году построена церковь Вознесения Господня, закрытая в 1937. Ходили слухи, что при церкви существовало небольшое Вознесенское кладбище. Но

большинство старожилов уверяют, что это было не кладбище, а лишь несколько захоронений священнослужителей. Я и сам отчетливо помню у церковного забора две-три могилы – земляные бугорки с покосившимися надгробиями.  Потом территория церкви расширилась, и сегодняшние служители наличие могил опровергают — говорят даже, что и хоронить-то там было некого.

В следующий раз мы обратимся к захоронениям загадочным и поругаемым.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент