Под Новосибирском — в Коченевском районе отметили полувековой юбилей легендарного советского фильма «Горячий снег». Художественный фильм Гавриила Егиазарова по одноимённому роману Юрия Бондарева «Горячий снег» посвящён Котельниковской оборонительной операции, сражения которой проходили на подступах к Сталинграду. В ходе этой операции в полной мере проявились стойкость и сила духа советских солдат. Как пишет районная газета «Коченевские вести», эпизоды фильма были сняты на территории села Прокудского, Шиловском полигоне, вокзале города Обь.
Поселок Чик — место боевых действий
На тематическую встречу пришли десятки жителей. С приветственным словом выступил глава Коченёвского района Евгений Антипов. «Жители гордятся тем, что на территории нашего района снят один из лучших фильмов о мужестве и стойкости духа русского человека», – подчеркнул Евгений Антипов.
Мероприятие прошло в формате открытой встречи, в которой присутствовали очевидцы съёмок фильма. Большим счастьем для всех оказалось присутствие на мероприятии Заслуженной артистки России, ведущей актрисы Новосибирского молодёжного академического театра «Глобус» Тамары Седельниковой, которая в «Горячем снеге» сыграла роль красавицы Лизы Бричкиной.
«Спасибо вам за встречу, за воспоминания, сегодня я была счастлива, я познакомилась с хорошими, добрыми и открытыми людьми! Надеюсь, что ещё встретимся!», — сказала Тамара Седельникова.
После премьеры спектакля «А зори здесь тихие», в котором Тамара Седельникова исполняла роль Лизы Бричкиной, в 1972 году ее пригласили на главную роль в фильме «Горячий снег». Там она снималась с такими актерами, как Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов, Николай Еременко. Этот фильм принес Тамаре популярность и любовь зрителей.
Весь 2021 год съёмочная группа ГТРК Новосибирск и коллектив КДЦ «Гармония» интервьюировали очевидцев событий и проводили съёмки. Благодаря этому, удалось собрать уникальный видеоматериал, который навсегда запечатлел воспоминания людей, с каждым годом меняющийся ландшафт мест съёмок.
Съёмочная группа снимала материал зимой, и, проходя путь актёров, убедилась, как это трудно, передвигаться в снегу, а ещё сложнее приходилось реальным участникам битвы под Сталинградом.
Детей просили не выходить из дома
Во время съемок Коченевский район превратили место боевых действий. Воспоминания у местных жителей из памяти до сих пор не стерлись.
Новосибирскую область режиссер фильма выбрал не случайно. Военные действия проходили в лютый мороз, на заснеженных полигонах, а где взять стужу и полигоны, как не в Сибири? Кроме того, для съемок требовалась техника, которой в советские годы в СибВО было более чем достаточно.
Съемки развернулись на окраине рабочего поселка Чик, где накануне соорудили дощатые домики и церквушку, которые впоследствии сожгла «немчура». Согнали десятки танков и пушек, привезли из военных загашников сотни автоматов и солдатское обмундирование. А для актеров установили «теплушку» — деревянный вагончик с печным отоплением, чтобы они согревались между дублями: морозы стояли жуткие, за сорок градусов.
В те годы заведующей отделом пропаганды Коченевского райкома партии была Лидия Ивановна Евдокименко. На ее плечи легло много обязанностей: обеспечивала актеров ночлегом у местных жителей (их расселили в Центральной гостинице, однако съемочные дни нередко заканчивались затемно, и приходилось ночевать в поселке) и их выступления в сельских клубах, доставляла снег на съемочный полигон и даже обеспечивала безопасность жителей во время «боевых действий».
Мышей перекрашивали золой
— Грохот стоял неимоверный, особенно когда с самолетов бомбили немецкие танки, — вспоминала Лидия Ивановна. — Сцены были настолько страшными, что, казалось, будто идет настоящая война. Все гремело, взрывалось. Я бегала по поселку и просила жителей снять антенны с крыш, а ребятишек — не выходить из домов.
Георгий Жженов, игравший генерала Бессонова, почти всегда был в военной форме. Переодеваться в гражданское ему было некогда, но он находил время поговорить с селянами о житье-бытье. Единственной закрытой темой для беседы были лагеря и ссылки, где Жженов, как «враг народа», провел больше пятнадцати лет.
— Георгий Степанович никогда не заговаривал об этом, — рассказывала Лидия Евдокименко. — Даже когда выпивал, а выпить он любил. Пропустит чарку-другую, и, казалось, вот-вот раскроется и начнет жаловаться. Но нет. А мы и не спрашивали, что душу-то человеку бередить? Человек он был очень отзывчивый и добрый.
В маленьком вагончике на чугунных кружочках печки постоянно кипел чайник. А на столике теплились горячие пирожки и жареная курочка. На Чикскую птицефабрику тогда возлагались поварские функции, а местные жители приносили стряпнину из-за особой благодарности к актерам. Жалели их, мол, бедолаги, на улице стужа, а они в шинельках бегают, перекусить некогда. А когда увидели Георгия Степановича в простреленной папахе (согласно сценарию), прониклись таким сочувствием, что даже плакали над нелегкой долей артиста.
Из Москвы в Новосибирск периодически приходили письма, где указывалось на обязательную помощь в проведении съемок. Например, когда нужен был снег, а в тот год, как назло, зима была неснежная, приходилось везти сугробы с ордынских полей. А когда потребовались мыши, неизменные спутники полей, их пришлось купить в Новосибирском научном институте. Белых мышей приходилось обмазывать золой, чтобы придать «полевой» цвет. Золу брали у селян.
Лейтенант Кузнецов ночевал у местных жительниц
Коченевским жителям пару раз удалось сняться в массовке, где они изображали то ли убитых, то ли раненых.
— Я уже не помню, кого я «играла», — вспоминала Лидия Ивановна. — Говорили куда встать, куда присесть, в какую сторону повернуться. А однажды меня отправили вместе с труппой в Толмачево. Здесь снимали сцены солдатской жизни в вагонах. Тогда в аэропорту стояло несколько вагончиков, которые и выполнили роль солдатского эшелона. В вагончиках солдаты-актеры играли на гармошках, отпускали военные шуточки. Приходилось кормить актеров, подносить какие-то атрибуты.
Актер Борис Токарев, сыгравший лейтенанта Кузнецова, был намного моложе Жженова, но тоже оказался на редкость свойским человеком. Заглянет на огонек к местным жителям, подопьет, да так и останется на ночлег. А те только рады: когда еще представится случай выпить с экранной знаменитостью?
— Жженов и Токарев звездной болезнью не страдали, — продолжает Людмила Евдокимова. — Мы с ними объездили весь Коченевский район, в каждый забытый богом уголок заглянули. И везде они выступали перед зрителями, независимо от того, три человека пришли или сто. Рассказывали о своей творческой деятельности, шутили. Давали автографы. Жаль только, что снимков с ними у нас нет: фотоаппараты в те годы было не достать.
О съемочном времени Людмила Ивановна рассказывала с особой нежностью и гордостью. Да и как иначе, ведь таких масштабных съемок, как «Горячий снег», в Новосибирской области больше никогда не было.