В прошлом году в Новосибирской области было зарегистрировано 172 ДТП с участием детей-пешеходов. Попадают в аварии и юные участники дорожного движения, из которых семь погибли и 137 получили травмы. Также в 2015 году выявлено около 12 тысяч нарушений, связанных с правилами перевозки детей.
Говоря проще, детей перевозят без автокресел или специальных удерживающих устройств. Цифры из отчетов ГИБДД внушают тревогу. Больше всего аварий, в которых пострадали дети, произошло в Новосибирском, Бердском и Искитимском районах.
Не менее остро стоит проблема детского травматизма на железной дороге:
«Уровень детского травматизма остается на протяжении последних лет практически неизменным, - рассказал Андрей Войтюк, заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Западно-Сибирской железной дороги. - В 2015 году пострадало шесть детей. Из них пять - со смертельным исходом. К сожалению, такие случаи уже произошли в этом году».
На профилактические мероприятия железная дорога потратила более 600 млн. рублей за пять лет, что позволило сократить травматизм среди взрослых людей. Однако этот показатель в отношении детей существенного не улучшился. Андрей Войтюк напомнил, что «поезд массой от четырех до девяти тысяч тонн - это не автомобиль. Поезд не остановить мгновенно!».
«Основные причины детских травм на железной дороге – нахождение на путях в наушниках и разговоры по мобильному телефону. Это отвлекает внимание», -
Заседание общественного совета при Западно-Cибирском следственном управлении на транспорте по теме «Зацепинг и экстремальные селфи» запланировано на второй квартал 2016 года. После роста происшествий в центральных регионах страны (Москва, Нижний Новгород) аналогичные случаи стали все чаще происходить и на железных дорогах Новосибирской области.
«Сейчас штраф за нахождение на железной дороге в неположенном месте составляет 100 рублей, - напомнил Войтюк. – Такой штраф никого не остановит. Железная дорога выступила с инициативой в Законодательное собрание Новосибирской области об ужесточении ответственности граждан, и особенно родителей, за бесконтрольное появление детей на объектах транспорта».
Проблему можно решить с помощью формирования транспортной культуры. Только тогда Новосибирск может стать «столицей культурных дорог», что в итоге приведет и к резкому сокращению детского травматизма. Так считает Ирина Морозова, председатель правления Новосибирской областной общественной организации по профилактике дорожно-транспортного травматизма «ФОРПОСТ».
«Нужно правильно расставить акценты, - говорит Ирина Морозова. - Есть две модели подготовки людей к тому, как они будут вести себя на дороге. Первая – профилактика дорожно-транспортного травматизма. Это модель, по которой мы все с вами работаем. Ей на смену приходит модель формирования современной транспортной культуры всех участников дорожного движения».
Сейчас общественники заканчивают работу по созданию социального ролика по теме опасности «зацепинга» и экстремальных селфи. Напомним, что ранее аналогичные по формату фильмы создавали представители общественной организации «ФОРПОСТ». У некоторой части аудитории, в том числе, и детей, документальные съемки последствий ужасных ДТП вызвали шок.
«В то время такие фильмы имели серьезное воздействие на аудиторию, - пояснила Ирина Морозова. – Сейчас мы отходим от этого. Недавно в транспортном предприятии нашли водителей, которые не имели никаких нареканий. Вручаем одному из таких почетную грамоту, а он серьезно растрогался, говорит нам: «Я тридцать лет за рулем без единого штрафа – и мне только сейчас первый раз за это спасибо сказали!». Я считаю, что это тоже хороший способ профилактики ДТП. Можно показать в фильме кровь, и это будет иметь результат. Но на положительных примерах тоже необходимо работать».