Пасха-2021: чем православная отличается от католической

Пасха-2021 пришлась на 2 мая. Фото Алексея Танюшина
Идёт Страстная седмица, всё ближе день православной Пасхи-2021, которая пришлась на 2 мая, в то время как католики её уже отметили 4 апреля.

И сейчас, когда у православных строгий пост, католики вот уже несколько недель радуются Воскресению Христову. Так какая же Пасха правильная: православная или католическая? Точнее, какая методика вычисления даты её празднования верная, а какая нет?

Все священнослужители (и православные, и католические) утверждают, что они неукоснительно соблюдают решение Первого Вселенского собора 325 года о праздновании Пасхи, который наказал совершать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. И, как это ни странно звучит, ошибаются и те, и другие.

Дело в том, что в решениях Первого Вселенского собора вообще не говорилось ни о равноденствии, ни о полнолунии. Просто на соборе обсуждался вопрос, какую методику расчёта дня Пасхи взять за основу, чтобы все христиане праздновали её в один день. А ситуация во времена Первого Вселенского собора очень напоминала время нынешнее: в одних странах праздновали Пасху, в то время как в других ещё постились. 

Не будем вдаваться в тонкости существующих тогда методов расчёта, скажем только, что на Первом Вселенском соборе было принято решение: всем христианам праздновать Пасху в один день. А для этого нужно пользоваться александрийской методикой, в которой и существовали такие понятия, как равноденствие и полнолуние. Но, повторимся, ни в одном из постановлений Первого Вселенского собора ни говорилось о равноденствии и полнолунии.

Нельзя сказать, что это решение всеми было принято на ура. Для вразумления упорствующих епископов на поместном Антиохийском соборе 341 года буквально в первом правиле было строго указано, что «все дерзающие нарушать определение святого и великого собора в Никее бывшего… о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви».

Постепенно преодолев разногласия в вопросах дня празднования Пасхи, все поместные Церкви, используя александрийскую методику, которая легла в основу Александрийской пасхалии, стали жить единой литургической жизнью. Сама же методика, на основании которой разрабатывалась Пасхалия, была настолько универсальной и удобной, что даже неграмотные крестьяне могли рассчитать Пасху на любой год.

В России такой метод расчётов, основанный на использовании суставов пальцев, назывался «вруцелето» (год в руке). Учитывая, что юлианский календарь, который многие века был общим для всех стран Европы, постепенно отклонялся от календаря астрономического, «равноденствие» и «полнолуние» в Александрийской пасхалии со временем не стали соответствовать истинным астрономическим явлениям, а стали величинами расчётными. В этом и заключается особенность Александрийской пасхалии.

Но главное, что христиане всего мира вплоть до 1582 года отмечали Пасху в один день, как и завещал Первый Вселенский собор. И, когда в 1923 году некоторые православные Церкви перешли на новый стиль, они тем не менее сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре. И все православные Церкви (за исключением Финляндской) до сих пор неукоснительно исполняют правила этой пасхалии. А вот католики с 1582 года, после решения папы Григория XIII о переходе на новый стиль, дату Пасхи стали рассчитывать не по Александрийской пасхалии, а привязали расчёты к реальным на данное время астрономическим явлениям. Отсюда и разница.

Кто прав, а кто нет, решать не нам, но стоит отметить, что Благодатный огонь сходит у гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения Христова в Великую субботу именно накануне православной Пасхи.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент