Повышение коснется всех видов общественного транспорта столицы Сибири: цена одной поездки в городском электротранспорте составит 23 рубля, в муниципальном автобусе — 24 рубля, в метрополитене — 25 рублей. Бесплатный проезд для льготных категорий граждан сохранится. Напомним, что в последний год проезд в трамвае и троллейбусе стоил 21 рубль, в метро и автобусе — 22 рубля.
Инвесторы поневоле
Подорожание произошло по инициативе перевозчиков МКП «Горэлектротранспорт» и МУП «Новосибирский метрополитен», которые обратились в мэрию Новосибирска. А мэр мегаполиса уже вышел с предложением в областной департамент. Как объяснил руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров, мэрия привела несколько серьезных аргументов: в городе нужно заменить и отремонтировать более 50 километров трамвайных путей, а также требуется постепенно обновить автопарк пассажирского транспорта и вагоны метро. Кроме того, подорожали ремонт автобусов и дизельное топливо. Прежде чем принять непопулярное решение, «департамент по тарифам Новосибирской области рассмотрел и тщательно проанализировал переданные мэрией обосновывающие документы», говорится на сайте.
Накануне подорожания проезда пассажиры часто задают кондукторам вопрос: «Вам, наверное, зарплату поднимут?» Кондукторы разводят руками. В самом деле, еще в прошлом году публично обсуждалась проблема низких заработных плат в автопарках и непрозрачности доходов перевозчиков, которые жаловались на убыточность общественного транспорта. С тех пор эта тема не поднималась. Предпринимателям посоветовали обосновать свои расходы и показать истинные доходы, прежде чем говорить о прибавке к тарифу. Конечно, транспорт — услуга социальная. Но ведь это прежде всего бизнес, который государство, в свою очередь, поддерживает не только морально. Средства из бюджета на обновление парка автобусов и трамваев выделяются немалые. Не так ли?
Теперь инвестиционную нагрузку, пусть в размере двух-трех рублей за одну поездку, вынуждены взять на себя пассажиры. Хочется, правда, хоть каких-то гарантий, что ситуация с общественным транспортом изменится в лучшую сторону. И холодные грязные консервные банки — а как еще назвать то, что передвигается по улицам столицы Сибири, — исчезнут с маршрутов. Да и перед гостями будущего молодежного чемпионата по хоккею как-то совсем уж неловко. Да, увы, мы позволяем себя перевозить на таких вот колымагах в условиях экстремальной зимы.
Защитить от исчезновения
В парламенте региона сделали акцент на защите прав льготных категорий населения. И на том, что, если мы хотим ездить на транспорте регулярно и комфортно, придется раскошелиться. В противном случае ездить совсем будет не на чем.
— Главная задача депутатов — чтобы избиратели были обеспечены нормальными условиями в пассажирском транспорте, — прокомментировал председатель комитета Заксобрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Федор Николаев. — К тарифам мы не имеем отношения. От нас была рекомендация вывести вопрос о перевозках из политики в экономическую сферу. И чтобы при этом никто не пострадал — ни население, ни перевозчики. Мы предлагали перевозчикам проводить мониторинг ситуации и, если на то есть основания, подавать в областной департамент конкретные цифры и расчеты. А далее уже департамент принимает решение. Невозможно десять лет не поднимать тарифы на проезд, убить все предприятия, а потом вынужденно задрать цены на проезд. Наша рекомендация для департамента по тарифам была принять определенную методику — простой дефлятор (индекс роста цен. — Прим. ред.) или определенный расчет, который ежегодно применять. По поводу прозрачности доходов перевозчиков. Действительно, сложно рассчитывать тариф, когда их доходы непрозрачны. В прошлом году мы предупредили перевозчиков: если не выйдете из тени, то и отношение к вам будет соответствующее. Этим должна интересоваться прокуратура.
Депутат Заксобрания Новосибирской области Сергей Титков солидарен с коллегой:
— Роль депутатов — предусмотреть в бюджете 2020 года сумму, которая должна возместить проезд льготникам. Их в нашем регионе 17 категорий. Нужно учесть интересы всех, чтобы не пострадали ни льготные категории граждан, ни перевозчики. Знаю, что в областном бюджете для возмещения стоимости проезда льготникам на 2019 год закладывалось 180 миллионов рублей. Сколько будет сейчас, не могу сказать.
Перевозчики должны были доказать областному департаменту необходимость повышения тарифов. У меня много вопросов, но если департамент все посчитал и в областном бюджете есть деньги на возмещение выпадающих доходов перевозчикам (за проезд льготников. — прим. ред.), то все нормально.
Александр Барсуков, член профильного комитета Заксобрания, напомнил, что депутаты должны защищать интересы населения, обеспечивать транспортную доступность и контролировать, чтобы были средства на бесплатный проезд льготных категорий.
— Сейчас в областном бюджете предусмотрены средства на компенсацию перевозчикам выпадающих доходов на маршрутах общественного транспорта как по Новосибирску, так и по территории всей области, — сказал депутат. — За прошедший год увеличилась стоимость запчастей, ремонта автотранспорта, амортизация, зарплата индексируется. Вопрос, обеспечивают ли тарифы затраты перевозчиков, хозяйственный, который решают местные органы власти, они устанавливают тарифы. Если тарифы не покрывают затраты перевозчиков, компенсировать их должны из своих бюджетов. Когда этот вопрос доводят до кипения, мы, депутаты, вынуждены поправлять хозяйственников. Сейчас, надо полагать, компенсация из облбюджета устраивает перевозчиков. Но, учитывая, что средств не хватает на обновление пассажирского парка, мы выделили в 2019 году из облбюджета 100 миллионов рублей на эту статью расходов. Причем независимо от формы собственности.