Александр Гордон: «Сижу на кухне одинокий, голый и трезвый»

Фото Михаила Афанасьева
Александр Гордон, журналист, режиссер и актер, встретился в Новосибирске с поклонниками своего творчества, прочел лекцию и показал «намеки на кино» - отрывки из своего нового фильма «Дядя Саша». В интервью корреспонденту VN.ru Александр Гордон рассказал, почему не считает кино искусством и каких фильмов сейчас не хватает.

- Замечательная идея, придумать цикл лекций Кино+ и начать ее с лекции Кино-. Она предполагает какое-то академическое знание, если нет, то это размышление вслух. Как сказал один психиатр, который не выпустил меня в Англию в свое время (заметил, что у меня вынесенное мышление) это означает, что я про себя думать не могу. Я думаю, когда говорю. Когда готовился к встрече, погуглил и мне выпало «Гордон ломбард в Новосибирске». И я подумал: как это символично. Ведь что такое ломбард - место, куда человек несет дорогие ему вещи в надежде, что он потом все выкупит. Так же поступает и лектор, предлагая самое дорогое, что у него есть. Я не просто готовился, а даже конспект составил, чего со мной никогда не бывало.

- Александр, ваша лекция называется «Почему кино не искусство. Архаичность кино против вечности театра»…

- Что такое искусство? Это то, что вызывает у подготовленной публики эмоциональный отклик, и как отклик меняет мировоззрение человека. Если вы не подготовлены, то не достигните возвышения и очищения. Кино – это массовое искусство, которое не требует подготовки. Где искусство? Это творчество.

Вот сижу я на кухне, четыре часа утра, одинокий, голый, трезвый и в мобильном телефоне записываю какие-то фантазии. Все, кому показывал, говорили «класс», и меня это пугало - я вспомнил «Чайку» Чехова и ее провал, когда Антон Павлович написал про себя: «Дурак! Такую повесть испортил». Литератор - счастливый человек, то, что он написал, он может показать, опубликовать или спрятать в стол. Если я пишу сценарий, то это повод для создания медийного произведения. А если это повод, то сценарий не даст мне покоя, и я начну творить. Кино - это фабрика амбиций, случайностей, технологий, от творчества здесь остается «с гулькин нос».

- Но кино же доходит до людей, влияет на них!

- Музыка, написанная 100, 200 лет назад, живопись - это искусство и вызывает эмоции. Кино – это синтез искусств – живописи и музыки. Даже, если хотите, театра. Эти соединения должны дать одно общее и вечное искусство, но нет! Вспомним, из чего возник театр – из плача погребального. А кинематограф появился как технический эксперимент. Возникла магия кино, его нужно смотреть в темноте и вдвоем. Человек начал тиражировать театральное пространство. Человек, картинка, композиция есть? Есть. А также имеется электричество, и оно показывает театр. И это либо проповедь, либо исповедь. Когда появляется монтаж, вы становитесь трижды детьми, так как попадаете в мир условностей, которые и создает кино. И здесь уже появляются слезы сочувствия, а когда вы сочувствуете, вы плачете над собой. И кино в эти слезы впилось. 

- Но люди все равно идут в кино. Как вы это объясните?

- Вы ходите в кино, но вспомните ли последнюю высокую комедию или высокую трагедию? Все опускается до мелодрамы. Даже если вспомнить фильмы по Достоевскому или Шекспиру – классические трагедии, герой встает на борьбу с роком и погибает. Но это сделали мелодрамой, потому что иначе не считывается.

- А какую последнюю премьеру вы смотрели, и какого кино, вы считаете, сейчас не хватает?

- Сейчас всякое кино есть. Не думаю, что чего-то не хватает! Лично я хотел бы увидеть новые фильмы моего большого друга Николая Хомерики, но он вынужден заниматься съемками коммерческого кино, а мне хотелось бы диалога с ним. Это здорово, когда ты сидишь в зале, а режиссер с тобой беседует.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент