Директор - главреж: «армрестлинг» или «душа в душу»?

В «Красном факеле» директорское кресло в прошлом театральном сезоне занял Александр Кулябин, актер и театральный менеджер из Ижевска. Сложились ли между ним и главрежем Олегом Рыбкиным отношения? Под занавес прошлого сезона казалось, что вовсе нет. Однако новый сезон режиссер и директор снова начали вместе. У Рыбкина на выходе спектакль по Даниилу Хармсу. Значит, как говорил известный политический лидер, удалось-таки прийти к консенсусу.Обо всем этом мы и решили услышать в театре из первых уст.

Неюбилейный разговор в канун юбилея

 Уважающему себя театру, как известно, положено иметь главного режиссера и директора. Схема может быть несколько иной - художественный руководитель и исполнительный директор, директор - главный дирижер, не суть важно... В любом случае это два лидера, между которыми распределяется сфера творческая и финансовая. Если посмотреть на наши театры с этой точки зрения, то картинка складывается далеко не идиллическая. И дело здесь не в том, что «не сошлись характерами», а в том, что сама ситуация изначально и объективно таит в себе возможность конфликта. Режиссер, как личность творческая, по определению должен желать для себя и своего театра творческих актов, беспредельных и самозабвеннных, чтобы без оглядки и головой в омут. А директору по должности положено держать ситуацию под контролем, а руку на калькуляторе, как говорится, заземлять и дозировать творческий пыл в соответствии со сметой... Вот вам и возможность конфликта. К тому же время для театров сейчас не самое лучшее, что еще больше осложняет дело.

Вполне понятен и объясним тот повышенный интерес, внимание и волнение, с которым мы наблюдаем за развитием ситуации в «Красном факеле», где директорское кресло в прошлом театральном сезоне занял Александр Кулябин, актер и театральный менеджер из Ижевска. («Без нас нас женили», - определяет ситуацию новый директор, которого представил театру бывший губернатор). Случилась ли между директором и главрежем любовь? Сложились ли отношения? Под занавес прошлого сезона казалось, что вовсе нет. Тогда по городу ходили упорные слухи (и небезосновательные), что Олег Рыбкин из театра уходит. Навсегда. И мы уже больше не увидим его захватывающих режиссерских экспериментов, не раз выдвигавшихся на «Золотую маску» и берущих ежегодные «Парадизы».

Однако новый сезон режиссер и директор снова начали вместе. У Рыбкина на выходе спектакль по Даниилу Хармсу, который он давно городу обещал. Значит, как говорил известный политический лидер, удалось-таки прийти к консенсусу.

Обо всем этом мы и решили услышать в театре из первых уст.

Александр Кулябин: «Спектакль должен продаваться»

 Александр Кулябин. Приехал из Ижевска в прошлом театральном сезоне.

По первому образованию - актер (двадцать лет на сцене). По второму - менеджер (окончил Высшую школу деятелей сценического искусства). Стажировался в Германии и США, имеет диплом антикризисного управляющего.

В Ижевске создал и возглавил свое театральное агентство «КАПИК», был одним из первых театральных продюсеров России.

Своими главными учителями считает Станиславского и Дейла Карнеги.

Первые шаги директора на новом поприще были весьма экстравагантны. Его схема продвижения театральной продукции на рынок вызывала массу вопросов. Театру был придуман бодрый слоган («Красота, правда, любовь»), сильно смахивающий на пионерско-комсомольскую речевку времен застоя («Любовь, комсомол и весна», «Мир, труд, май» и пр.). Метро обклеено имиджевыми плакатами «Красного факела». Опять же, зачем, недоумевали многие. С «сибирского МХАТа», у нас, собственно, все и началось. Заведение, как говорится, символическое. А зачем, простите, символическому заведению имиджевая реклама?

- Мечта любого директора - за месяц все билеты проданы, - говорит Александр Кулябин. - Театр должен быть полон. Это желанный результат. А слагаемых, как этого добиться, - множество, это большой комплекс мер, включая популяризацию театра, маркетинг, современные технологии организации рекламы и сотрудничества... От некоторых его высказываний у романтиков от театра, как говорится, волосы на голове шевелятся, и их эмоциональное воздействие можно сравнить разве что с воздействием красной тряпки на известное животное: «Спектакль - товар, и его нужно продвигать на рынок», «Спектакль должен продаваться», «Театр должен жить по средствам», «Театр существует для народа» и т. д.

На вопрос, не возникнет ли при таком подходе соблазн выпускать только кассовые спектакли, только то, что хорошо продается, попросту говоря, «попсу», он отвечает:

- Не забывайте, мы работаем для зрителей, а не для удовлетворения собственных творческих амбиций. Театр существует на средства налогоплательщиков, а значит, наш заказчик - народ. И если народ на спектакли какого-то режиссера не идет, то спектакли надо снимать, а режиссера увольнять. Театр должен жить по средствам...

Первый выпущенный при нем спектакль («Пока она умирала»), который знакомые с ситуацией смотрели не только с точки зрения режиссуры или актерской игры, но и как заявку директора о себе, расставил все точки над i. Был он, как положено, массовым, кассовым и «попсовым» в самом классическом смысле этого слова - этакая легкая непритязательная комедия, простенькая, как «розы-слезы»... Потом были еще две премьеры в том же комедийном жанре... И это вместо традиционного фирменного блюда от Олега Рыбкина, который традиционно имел обыкновение закрывать сезон чем-нибудь сложным, экспериментальным (обычно это была первая постановка в России - другие театры на столь смелые жесты не решались). Закрытие сезона от Рыбкина было его своеобразным знаком зрителю - «стоим на своем, держимся»... На этот раз знака от главрежа не было.

Свои отношения с главным режиссером директор определяет так:

- У нас нет конфликта, у нас есть производственные вопросы. Есть не до конца друг друга понимание. Нужно не один пуд соли съесть, чтобы была одна команда. Чтобы работали в одном ключе. Нашли то разумное звено, чтобы, уважая друг друга, идти на компромисс, понимая реальную ситуацию.

Театральное пространство он готов поделить честно: сцену, репертуар оставить за главным режиссером, финансы - за собой.

Но так не получится. Определяя репертуар, непременно спотыкнешься о финансы - по карману-не по карману... А народная мудрость, как известно, гласит: «Кто платит, тот и музыку заказывает», или в другом варианте: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Так кто же в «Факеле» чью девушку будет танцевать?

- Я смею считать себя неплохим директором, - говорит Кулябин, - если бы я считал себя плохим директором, то зачем бы я вообще пришел на это дело, правильно?

Отдадим ему должное. Финансовая ситуация в театре несколько стабилизировалась, и (что самое главное) наконец-то удалось сделать ремонт. И театр готовится отметить свой 80-летний юбилей, хотя и с большим опозданием, но в отремонтированном помещении.

Олег Рыбкин: «Спектакль должен продаваться, но...»

 «ВН»: Прежде всего, Олег, как насчет слухов по поводу вашего ухода из театра, насколько они обоснованы?

Рыбкин: Признаюсь, было время, когда ситуация, действительно, казалась мне безнадежной... Но поскольку сегодня мы говорим о новом сезоне, о выходе спектакля по Хармсу, значит, как вы понимаете, эту ситуацию удалось каким-то образом разрешить, изменить. Дай Бог, чтобы в следующем сезоне удалось поддержать то направление, за которое мы бились... Если эта репертуарная политика осуществится, будем считать, что продолжаем двигаться в правильном направлении...

«ВН»: Что значит «двигаться в правильном направлении»?

Рыбкин: Это продолжение той репертуарной линии, в которой соединяется классика и современная авангардная модерновая линия. «Красный факел» сейчас ассоциируется как театр, ищущий некие новые пути в искусстве, может быть, не самые простые...

«ВН»: Какие спектакли в вашей режиссуре увидит зритель в новом сезоне?

Рыбкин: Начнем сезон со спектакля «Жизнь победила смерть». По жанру мы определили спектакль «импровизацией на тему Даниила Хармса». Это трагический фарс, история о жестокости и абсурде нашего века. Нашли, как мне кажется, довольно сильное шокирующее решение. В декабре приступлю к постановке русской классики, пьесу пока называть не буду. В конце сезона, скорее всего, тоже будет моя работа по пьесе Бернара Мари Дальтеса. Первая постановка в России. Пьеса довольно сложная и неординарная. Автор очень интересный. Будут работать в сезоне и приглашенные режиссеры - Олег Пермяков из Новокузнецка, московский режиссер Агеев и, возможно, еще Александр Нордштрем, ставивший спектакли в «Старом доме».

«ВН»: Все ваши рискованные эксперименты и авангардные решения, поиски новых форм, одним словом, все то, чем вы известны и за что, собственно, мы вас любим и ценим, менее всего подходят под определение «кассовый театр»,«массовый спектакль»... Как все это согласуется с неоспоримой истиной, что театр должен жить по средствам, а спектакль должен продаваться?

Рыбкин: Спектакль, конечно, должен продаваться, но... Тут ситуация достаточно непростая. Видимо, должны быть разные спектакли. Хотелось бы, чтобы это были и спектакли и для народа, пусть они будут, от этого нам никуда не уйти... Театр находится в достаточно сложной экономической ситуации, как практически все театры в России. Но отказываться от тех путей, тех завоеваний, которые мы достигли - это нет.

Учитывать интересы зрителей, это, конечно, хорошо, правильно, здорово... Но театр должен, кроме того, решать какие-то свои эстетические, творческие задачи, если этого не будет - тогда и театра не будет... Есть масса развлекательных заведений, их и так достаточно много, функции театра иные... И в этом я не всегда нахожу поддержку. Не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, что в театре вдруг все благополучно и к общему удовольствию разрешилось. Ситуация остается сложной, идет борьба - каждодневная, постоянная борьба за то, чтобы «Красный факел» существовал...

«ВН»: В этой борьбе у вас есть сторонники, поддержка...

Рыбкин: Меня поддержала труппа, это было самое важное. Поскольку люди, с которыми я работаю уже шестой сезон, прекрасно знают мои намерения, мою художественную политику, мою программу, которая давала свои плоды... Пока мы смогли найти какие-то компромиссы. И, как говорится, с оптимизмом смотрим в будущее. С умеренным оптимизмом, я бы сказал, смотрим в будущее...

Поздравляем театр с 80-летним юбилеем и желаем смелых творческих экспериментов, стабильной финансовой ситуации и полного взаимопонимания. «Вечерний Новосибирск»
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент