Однако Иосиф Сталин с группой поддержки выбрали другую дорогу – ускоренную индустриализацию с опорой на собственные силы. Так случилось, что именно Новосибирск стал опытной площадкой для проверки сталинских идей. В январе 1928 года вождь лично явился в наш город с инструкциями и рекомендациями по изъятию хлеба по дармовой цене, а также по массовой коллективизации крестьянства. Его визит в Сибирь стал началом конца короткой эпохи нэпа. Сталин на заседаниях бюро Сибирского краевого комитета партии настаивал на чрезвычайных мерах: обеспечить энергичное взыскание недоимок по сельхозналогу с применением арестов и судебных процессов в особо срочном и не связанном с формальностями порядке.
Сразу после отъезда Сталина пошли вооружённые отряды, производившие повальные обыски и изъятие хлеба. Имущество арестованных, скот, инвентарь изымались в пользу государства. Чтобы представить себе масштабы народного бедствия тех лет, достаточно взглянуть на статистику: из 148 миллионов жителей СССР в конце двадцатых годов крестьянами были 108 миллионов человек, то есть 73 процента населения; из этих 108 миллионов середняками считались 81 миллион, то есть подавляющее большинство. Вот по ним и ударил молот сталинской индустриализации. А зажиточных крестьян, то есть кулаков, было немного – 5,9 миллиона человек (4 процента от общего числа крестьян).
Разорённые, ограбленные, дезориентированные крестьяне хлынули в город – на стройки первой пятилетки.
Новосибирск ждал их с распростёртыми объятиями, хотя и не мог предложить сносных условий существования: жилья катастрофически не хватало, дороги большую часть года были залиты грязью, общественный транспорт только нарождался, рабочие столовые создавались одновременно с производственными цехами. Но зато работы было много, очень много – тяжёлой, неквалифицированной, неблагодарной. Сталинская пропаганда окружала эту чёрную работу ореолом романтики и подвижничества.
В 1929 году Совнарком СССР решил строить в Новосибирске мощный завод сельскохозяйственной техники. Завод проектировали как «величайший в мире», с десятитысячным коллективом, он должен был изготавливать ежегодно 25 тысяч комбайнов, 35 тысяч сеялок, 30 тысяч сенокосилок и много другой техники. Предприятие должно было обеспечить сельскохозяйственными машинами всю Сибирь и увеличить посевные площади с 8 до 11 миллионов гектаров. Большей частью эта земля должна была стать колхозной.
Строительство предприятия планировали вести методом народной стройки и закончить в 1932 году. Ясное дело, что штурм и наскок в таком сложном деле неуместны. Ведь тогда в СССР вообще плохо представляли, как делать комбайны, и директор завода поехал в США для изучения буржуйского опыта.
В морозный день 25 декабря 1929 года на месте будущего завода власти организовали общегородской субботник рабочих, служащих и красноармейцев; они расчищали территорию размером 250 гектаров от кустарников. Забавно, что эта территория в ту пору формально ещё не считалась городской: лишь 20 октября 1930 года в городскую черту были включены Большое и Малое Кривощёково, Бугры, Вертково, Ерестная, Перово и объединены в Заобский район Новосибирска.
А промышленный гигант левобережья в дальнейшем менял свои названия в зависимости от профиля: 1930 – 1932 – «Сибкомбайн», 1933 – «Сибтекстильмашстрой», 1933 – 1946 – «Сибметаллстрой», 1946 – 1977 – «Сибсельмаш», с 1978 года – производственное объединение «Сибсельмаш».
О том, как строился этот завод, как планировался и возводился «социалистический город» для его рабочих и служащих, нужен отдельный рассказ, и не один.
В 1929 году начались воздушные транспортные рейсы из Новосибирска в Москву и Иркутск, полёты в другие сибирские города. Регулярное воздушное почтовое сообщение Новосибирск – Москва началось ещё раньше – 1 августа 1928 года с аэродрома в северной части города (Заельцовский район). Тогда путь с четырьмя посадками занимал 26 часов 30 минут. В связи с развитием воздушного транспорта открылась Сибирская школа гражданских лётчиков. Первый набор сделали в 1930 году.
В 1929 году был объявлен Всесоюзный конкурс проектов здания Новосибирского вокзала. Первую премию получил проект архитектора Н. Волошина. Его работа, правда, подверглась многочисленным поправкам, окончательный вариант составило сибирское отделение «Стандартгорпроекта». Возводилось здание с 1932 по 1939 год.
Осенью 1929 года в городе было открыто первое высшее учебное заведение – Сибирский институт народного хозяйства. Он имел четыре факультета. Следующий наш вуз – Сибирский коммунистический университет – принял студентов через год.
В 1929 году весьма значительная часть новосибирцев не имела отдельных квартир или домов, проживала в бараках, землянках, снимала так называемые углы. В 1929 году в Новосибирске было завершено строительство первой централизованной системы водоснабжения с насосно-фильтровальной станцией на правом берегу реки Обь производительностью семь тысяч кубометров воды в сутки. Этого, конечно, было мало, но это было, и водопроводы продолжали строиться. В расчете на одного жителя в середине тридцатых годов подача воды в нашем городе составляла 24 литра в сутки – при санитарной норме 40 литров.
Новосибирск занимал огромную территорию уже тогда. Его жители вынуждены были ежедневно преодолевать значительные расстояния – утром на работу, вечером с работы. Из 282 километров городских улиц только 23 километра были замощены камнем – менее 9 процентов. Однако созданная в то время Гордорконтора горячо взялась за дело: только в один 1932 год замостили сразу 160 тысяч квадратных метров проезжей части улиц. Общественный транспорт играл большую роль в жизни сибиряков, от его функционирования во многом зависело настроение и здоровье пассажиров. Попытка организовать автобусное движение удалась не сразу. Только в 1929 году на новосибирские улицы выехали настоящие автобусы отечественного производства. Разноцветные! На первом маршруте работали зелёные автобусы: железнодорожный вокзал – завод «Труд». Голубые автобусы второго маршрута следовали от Закаменской площади до железнодорожного переезда через речку Ельцовку. На третьем маршруте работали фиолетовые машины: мыловаренный завод – городской холодильник. Наконец, четвертый маршрут обслуживали оранжевые автобусы: вокзал – кладбище (ныне «Берёзовая роща»). Билет от конечной остановки до конечной стоил 30 копеек, а между остановками – 5 копеек.
Жили трудно, но детей рожали исправно. За первую пятилетку количество родильных коек увеличилось вдвое. Ясельная сеть выросла с 710 мест в 1928 году до 2000 мест в 1932 году.
В 1930 году начала работать центральная поликлиника на улице Серебренниковской. Тогда же строились и вступали в строй корпуса городской больницы.
Любимым развлечением новосибирцев всегда был кинематограф. В двадцатые годы для демонстрации фильмов были построены кинотеатры «Совкино» и «Пролеткино». Однако звуковых фильмов в 1929 году ещё не было: эра звукового кино началась показом фильма «Путёвка в жизнь» в кинотеатре «Металлист» в 1932 году.
Наконец, нужно обязательно упомянуть, что в 1929 году в Новосибирске Юрий Кондратюк издал свою знаменитую книжку «Завоевание межпланетных пространств». Тираж её был всего-то 2000 экземпляров, но это исследование позволило ему встать в ряды пионеров ракетной техники и космических полётов.
По переписи 1926 года в Новосибирске проживало 120 тысяч человек. За годы первых пятилеток население увеличилось в несколько раз; в 1939 году в городе проживало уже 404 тысячи человек.