Условия мусорной концессии изменены правительством НСО

Сергей Семка предложил продолжить работу группы Заксобрания Новосибирской области по вопросу строительства мусоросортировочных заводов. Фото Аркадия Уварова
Правительство Новосибирской области внесло существенные изменения в концессионное соглашение по строительству мусоросортировочных заводов. Из договора исключен конкретный размер тарифа за сортировку мусора, уменьшены гарантированные объемы поставок и исключены излишние обязательства о возмещении рисков концессионера за счет бюджета.

15 мая на заседании правительства Новосибирской области было рассмотрено два дополнительных соглашения в рамках действующего концессионного соглашения планируемого строительства мусоросортировочных заводов.

- Эти изменения были подготовлены как результат взаимной работы с прокуратурой Новосибирской области, рабочей группы при профильном комитете Законодательного собрания, представителей Общероссийского народного фронта, а также после переговоров с концессионером, - пояснил заместитель губернатора Сергей Семка на брифинге 17 мая.

В числе главных изменений – объемы поставок мусора на проектируемые заводы. Ранее объемы переработки мусора планировались в размере 800 тысяч тонн в год. Теперь объем уменьшили на девять процентов, то есть, на 72 тысячи тонн. Минимальный гарантированный объем поставки теперь составит 728 тысяч тонн.

- Таким образом, это позволяет нам гарантировать объемы мусора из Новосибирской агломерации, чтобы загрузить мусоросортировочные комплексы, - сказал Сергей Семка.

Из действующего концессионного соглашения исключили обязательства, взятые на себя Министерством ЖКХ и энергетики, о возмещении недополученных доходов концессионером в случае изменения федерального законодательства.

- Также исключили ответственность концедента за третьих лиц, которых концессионер может привлечь для реализации данного соглашения (речь идет преимущественно о субподрядчиках), - сказал чиновник. – Полностью исключили положение договора №10, где говорится о необходимых объемах валовой выручки и, соответственно, исключается из текста статья 6 приложения 5, где идет речь о размере стоимости услуг. Пока рано вести разговор о тарифе. До его утверждения проект должен пройти финансовый и экологический аудит, и только после этого будет определено регулирование тарифа. Такую возможность нам дают изменения федерального законодательства, которые вступили в силу с начала этого года.

Также из документа исключили многозначность некоторых формулировок.

- Мною предложено продолжить работу группы Заксобрания Новосибирской области по этому вопросу, - сказал Сергей Семка.

За три часа до брифинга заместителя губернатора состоялось заседание комитета строительства и ЖКХ Законодательного собрания, где жесткой критике подверг первый вариант концессионного соглашения (до изменений от 15 мая 2017 года) зампредседателя комитета, депутат Вадим Агеенко. Он предлагал вообще расторгнуть концессионное соглашение по строительству мусороперерабатывающего завода, либо внести существенные изменения в его экономические параметры. Планировавшуюся ранее гарантированную загрузку завода в 800 тысяч тонн Вадим Агеенко считает необоснованно завышенной.

- Развитие раздельной системы сбора мусора приведет к снижению объема поставляемых отходов. Возникает большое сомнение о возможности достижения гарантированных соглашением объемов мусора, - говорил Вадим Агеенко в своем докладе на заседании комитета. - Возмещение недополученных доходов концессионера за счет средств областного бюджета с недозагрузкой даже на 100 тысяч тонн в год обернется потерями в 272 миллиона рублей. Зачем гарантировать концессионеру объем загрузки, рискуя сотнями миллионов рублей?

Сомнение у депутата вызвали и тарифы, которые были прописаны конкретными цифрами в соглашении. Напомним, что в среднем по объекту в соглашении тарифы составили: 254 рубля за кубометр за сортировку и 101 рубль за кубометр за услугу захоронения. По мнению Вадима Агеенко, такой размер тарифа был завышен в 2,5 раза. И это может негативно отразиться на собираемости платежей за коммунальные услуги.

Стоимость строительства самих объектов вызывает у депутата сомнение. По его мнению, она должна быть снижена на 1,5 миллиарда рублей (сейчас стоимость строительства заводов - около 6 миллиардов рублей). Также Вадим Агеенко предложил и вовсе сменить месторасположение объекта.

В итоге депутат предложил либо расторгнуть концессионное соглашение, либо внести существенные изменения в его экономические параметры.

- Хочу пояснить, что предложение о расторжении концессионного соглашения мы рассматриваем как личное мнение депутата, - отметил председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Евгений Покровский.

В качестве содокладчика выступил заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка. Он пояснил членам комитета, что в соглашения внесены изменения с учетом всех замечаний и предложений рабочей группы комитета Заксобрания. Семка представил информацию, которая позднее прозвучала на его брифинге для СМИ в тот же день: об исключении из договора конкретного размера тарифа за сортировку мусора, уменьшении гарантированных объемов поставляемого мусора до 728 тысяч тонн и ликвидации излишних обязательств регионального Министерства ЖКХ о возмещении за счет средств бюджета рисков концессионера

В итоге члены комитета по строительству, ЖКХ и тарифам регионального Заксобрания поддержали итоги работы группы по рассмотрению концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области.